Форма моряка название деталей. Конструирование матросского воротника. Форма ВМФ России: виды и разделение Повседневная форма одежды для военнослужащих вмф адмирал


Российский Военно-морской флот возрождает свои многовековые традиции. В 2018 году старшины, мичманы, офицеры и адмиралы начнут получать новую парадную форму. Офицерский китель во многом копирует форму времен Великой Отечественной войны, а некоторые ее элементы напоминают форму офицеров царского флота.

По мнению экспертов, обмундирование должно меняться, сохраняя при этом вековые традиции русских военных моряков. Военнослужащие ВМФ РФ начнут получать черную парадную форму одежды. Уже осенью новые комплекты обмундирования начнут поступать на корабли и в воинские части флотов, рассказали «Известиям» в Минобороны.


Традиционно у моряков есть несколько вариантов парадной формы — черная, белая и смешанная. Белоснежная форма была продемонстрирована на морском параде в День ВМФ в Санкт-Петербурге.

Но разработан и другой комплект, в который входят черные шерстяные брюки и однобортный китель с воротником-стойкой. Цвет парадной формы для конкретных мероприятий определяется приказом командования.


Облик военнослужащих ВМФ меняется реже, чем военнослужащих сухопутных войск и ВВС. Одно из главных изменений за последнее столетие произошло вскоре после Великой Отечественной войны.
Если Герой Советского Союза адмирал флота Николай Кузнецов на парадных портретах изображен в кителе с воротником-стойкой, то уже в 1960-е годы военнослужащие были переодеты в кители с отложным воротником. Парадная форма отличалась от повседневной только золотыми погонами. Такое же положение сохранилось и в постсоветское время.


Военно-морской флот — одна из самых консервативных структур в вопросах униформы, отмечают эксперты. Если в армии давно стали историей такие предметы, как гимнастерки, сапоги и портянки, галифе, то матросы до сих пор с гордостью носят бескозырки, тельняшки и синие воротники с тремя белыми полосами — точно так же, как моряки более 100 лет назад.


Офицерская форма тоже сохранила в своем облике то, что напоминает о давних традициях. Нынешние парадные кители хоть и короче сюртуков, которые носили офицеры Русского императорского флота, но благодаря жесткому воротнику-стойке отсылают к образу тех, кто ходил на кораблях под российским флагом более столетия назад. А главное, сохранилась цветовая гамма — белое и черное с золотым шитьем.

Во всех морских державах, в том числе и в России, веками складывались собственные традиции военной формы моряков, отметил бывший начальник Главного штаба ВМФ РФ адмирал Валентин Селиванов.

— Форма, которая сейчас вводится, похожа на ту, которая была в конце XIX века, — отметил адмирал.— В советское время форма совершенствовалась, но общий подход оставался таким же. Когда я выпускался в 1958 году, был китель с отлогим воротником, потом ввели куртку.

Сейчас мы видели на параде белую форму одежды. А будет еще и черная. Изменения закономерны. Я бы не сказал, что какая-то мода возвращается. Если и появляются элементы, характерные для формы прежних времен, то они перерабатываются и переосмысляются.

Поскольку у военных моряков больше комплектов формы, чем у других военнослужащих, в условиях недофинансирования вооруженных сил в 1990-е годы они подолгу не получали новые комплекты. Тогда в качестве парадной использовалась повседневная форма с пришитыми к ней золотыми погонами.

Первые попытки вернуться к многовековым традициям делались в бытность Анатолия Сердюкова министром обороны. Тогда разработали синий приталенный китель с воротником-стойкой.

Он копировал военно-морскую форму образца 1960-х годов. Новинка полюбилась флотским офицерам. Однако в итоге от этого проекта решили отказаться. Получил новые кители только Тихоокеанский флот, а также некоторые экипажи кораблей на Балтике и Черном море.


Ранее «Известия» сообщали, что в 2018 году Минобороны оденет в новую парадную форму военнослужащих сухопутных войск. Она представляет собой однобортный китель цвета морской волны с воротником-стойкой.

В военном ведомстве отмечали, что новая форма является репликой обмундирования, в котором парадные расчеты маршировали на Параде Победы 1945 года.

В сравнении с иными государствами, российский флот имеет не такую длинную историю. Англичане и голландцы, испанцы и португальцы начали освоение морей намного раньше русских, запертых либо льдами на севере, либо в «шведском озере», как до XVIII века называлось Балтийское море.

Ключевые изменения произошли с момента знаменитого решения боярской думы «морским судам быть». Инициированное Петром I решение создать флот стало одним из переломных моментов в российской истории. И, само собой, у моряков должна была появиться особая одежда, дошедшая до настоящего времени как форма ВМФ.

История формы на российском флоте

В допетровское время проблем с формой для флота не существовало, собственно, как и самого флота. Уже сформировавшаяся обособленная группа северных моряков-поморов не имела военной специфики, равно как и специализированной формы. Из поездки в Голландию, бывшую в петровское время одой из ведущих морских держав, царь вынес не только умение строить корабли.

Первые образцы военной формы для моряков пришли в Россию так же оттуда. Тогда в стандартную экипировку моряка входила широкополая шляпа, как правило, войлочная, куртка из грубой шерсти, называемая бострог, короткие штаны до колен и чулки. Ноги защищали тяжелые ботинки из крепкой кожи, с пряжками. Данная форма была предназначена для нижних чинов, то есть матросов. Офицерской формы, как таковой, в первые годы российского флота не существовало.

В течение столетия с момента создания русского флота форма не претерпела почти никаких изменений. Куртки постепенно увеличивают воротник-стойку, а так же уменьшают объем талии. В определенный момент флот подвергается общей моде на длинные волосы, посыпанные мукой, а так же на обилие золота в убранстве мундира.

Но в повседневных работах на корабле красоваться было банально некогда, поэтому нижние чины с радостью продолжали носить еще петровскую форму, а так же сшитые из парусины вещи. Свободные широкие штаны и рубахи позволяли матросам выполнять любую работу на корабле.

XIX столетие приносит многочисленные нововведения в жизнь флота по части формы.

В начале века, под влиянием общей моды, на флот проникают узкие, фрачного типа мундиры. Вместо плащей морякам начинают выдавать узкие шинели, головные уборы меняются на кивера. По общей оценке, в это время армия и флот были практически одинаково экипированы, что вызывало вполне объяснимое возмущение у моряков.

В 1811 году впервые появляется бескозырная фуражка, в настоящий момент ассоциирующаяся только с флотом. На самом деле своим рождением она обязана фуражирам, добывавшим прокорм для лошадей и часто кормившим животных из головных уборов. На бескозырках для моряков не было привычных лент, а так же названий кораблей. Вместо них на околыше наносились способом пробития номера экипажей крупными цифрами.

Самые крупные изменения в военно-морской форме произошли в 1860-х 1870-х годах. Именно в это время, стараниями отдельных представителей императорской фамилии, флот получил форму, которая с небольшими изменениями дошла фактически до наших дней.

Ткани, используемые при пошиве формы

Для создания одежды для ВМФ в царской России, как и в СССР, использовались натуральные ткани. Самой распространённой была грубая шерсть. Связано это было с частой плохой погодой и холодом на Балтике – колыбели русского флота. С момента начала походов в Средиземноморье и создания Черноморского флота русские матросы получили более легкую и удобную форму из парусины.

Одним из главных положительных качеств этого материала была его фантастическая не маркость. Практически любое загрязнение, маслом или краской смывалось с одежды без особого труда. На военно-морском сленге эта ткань называлась «чертова кожа». Цветовая гамма не отличалась разнообразием, только белый и голубой (иногда оттенки доходили до синего) цвета.

Интересно, что Черноморский флот всегда носил только белые форменки, балтийцы же, как и позднее тихоокеанцы, имели в основном синие робы.

По морским уставам матросам ЧФ не позволялось находиться на верхней палубе в форме синего цвета.

Во второй половине ХХ века эта ткань была заменена на хлопчатобумажные образцы. В морской среде наиболее известными стали следующие ткани:

  • «старшинка», плотная ткань темного цвета, отличается тем, что плохо мнется и не линяет, самая любимая ткань среди моряков;
  • «стекляшка», какое то время из нее шили форму для сухопутной армии, прекрасно держит стрелки, но из-за особенностей состава быстро засаливается, поверхность начинает сверкать, за что она и получила свое прозвище;
  • «тряпка», самая плохая разновидность ткани, отличающаяся быстрым изнашиванием и маркостью.

В советские годы ткани отличались высоким качеством и проходили обязательную сертификацию государства. В 1990-е ивановское предприятие, выпускавшее ткани для ВМФ было закрыто, и сейчас на этом поприще работает большое количество частников. Это не пошло на пользу, так как производимые ими ткани не всегда отличаются необходимым качеством.


В последние годы появились жалобы на использование синтетических тканей для пошива рабочей формы. Это опасно, прежде всего, при возникновении нештатных ситуаций, таких например, как возгорания на судне.

Форма для повседневного ношения

На протяжении долгого времени многие элементы формы моряка не менялись в принципе. Основой одеждой со второй половины XIX века служит роба, или рабочий костюм. Так же можно встретить устаревшее название «матросское платье», которое состоит из нескольких элементов.

Непосредственно на теле носится тельняшка, или морская фуфайка.

Во флоте этот элемент одежды, вопреки всем мифам, сравнительно недолго. Причина, по которой моряки стали вязать себе полосатые фуфайки в улучшении заметности моряка, как на фоне белых парусов, так и в случае попадания человека за борт. Долгое время тельняшки были под запретом.

В настоящий момент тельняшка является символом моря, хотя в разных странах имеются определенные различия. Французская форма имеет 21 полосу – в честь количества побед Наполеона. У английской тельняшки 12 полос по числу ребер у человека. На русском флоте полоски не считают, их количество зависит от роста носителя. Цвет полос варьируется от темно-синего до черного.


Представленные ныне тельняшки разных расцветок часто к флоту отношение не имеют. Так, зеленые полосы характерны для формы пограничников, краповые для частей Национальной гвардии (бывших внутренних войск), голубые выдают десантникам.

На тельняшку надевается рубашка-голландка, в зависимости от цвета называемая фланелевка (темно-синяя ткань) или форменка (белого цвета). Состоит рубаха из цельных спинки и переда, а так же рукавов с манжетами.

Перед рубахи имеет вырез на груди, с внутренней стороны пришиты пара пуговиц.

На спине имеется большой отложной воротник для крепления, так называемого, гюйса. На сленге это слово означает синего цвета воротник, с белой подкладкой и тремя белыми полосами на лицевой стороне. Три полосы символизируют три великие победы морского флота, это:

  • Гангутское сражение 1714 года, когда флот Петра I нанес впервые на море поражение шведам;
  • Чесменское сражение 1770 года, объединенная эскадра под началом графа Алескея Орлова разгромила вдвое превосходящие силы турок;
  • Синопское сражение 1853 года, когда адмирал Нахимов одним ударом уничтожил всю турецкую эскадру.

Так же на голландке имеется прорезь для кармана, в котором должна находиться книжка «боевой номер» с обязанностями моряка по всем расписаниям и по всем внештатным ситуациям. Там же крепится белая полоса с нанесенным на нее номером. Краска для этого используется специальная несмываемая. В последние годы часто боевой номер наносится на бумагу, которая потом ламинируется и пришивается к форме.


Боевой номер состоит из первой цифры, обозначающей номер боевой части, второй цифры, с номером боевого поста. Третья и четвертая цифры написаны вместе и обозначают номер боевой смены и порядковый номер военнослужащего в этой смене.

Офицерская форма состояла из рубашки белого или кремового цвета, а так же тужурки, как правило, шерстяной, а в непогоду кожаной на меховой подкладке.

Брюки моряка имеют особый фасон.

Вместо привычной ширинки и пуговицы в районе живота они имеют застежки на пару пуговиц или крючков по бокам. Этот фасон был введен еще в XIX веке и необходим для удобства и простоты снимания одежды в случае попадания за борт. Для этого же на брюках шили клеш, расширения в нижней части штанины.

Опытные старшины мичмана и офицеры внимательно следили за матросами, которые ради моды сшивали эти разрезы. От усовершенствований лечили быстро, как только узнавали о сшитых брюках, моряку отдавался приказ покинуть судно, непосредственно в море. Затем беднягу вылавливали и вежливо разъясняли ошибочность его действий.

Голову покрывала либо бескозырка, либо пилотка. Первый головной убор, в свое время бывший чрезвычайно новаторским и актуальным, на нынешних кораблях не особо удобен. Однако он, как гюйс или тельняшка является символом флота, и моряки не собираются от него отказываться. Бескозырка может быть с белой или черной тульей. Белый цвет, как правило, дает чехол, так как полностью белый верх слишком марок.


Особенностью является лента, на которой золотыми буквами пропечатывается либо название корабля, либо обозначение флота, на котором проходит службу воин, либо с просто надписью «военно-морской флот». Ранее на лентах писали название кораблей, но в связи с секретностью в эпоху холодной войны появились другие варианты написания на лентах.

Сейчас вновь возвращаются к старым традициям. Сама же лента была необходима не только для красоты. Ее зажимали в зубах во время работ при ветре, чтобы головной убор не унесло в море. На смену бескозырке приходит пилотка, более удобный убор в условиях тесноты кораблей.

Офицеры носят фуражки, так же белого или черного цветов.

Отличительная особенность «краб», так на языке ВМФ называется особая кокарда со звездой, якорем и лавровыми листьями. Кроме пилоток на головах носят береты, а в зимний период шапки-ушанки.

С обувью дело обстоит сложнее, так как морские волки и новобранцы часто органически не переносят сапог. Для личного состава разработаны юфтевые ботинки, известные как прогары (если подошва кожаная), илигады (резиновая подошва). Старослужащие обычно носят аналогичные ботинки, но уже из хрома. Сапоги выдают береговым службам, морской пехоте и в случае постановки корабля на ремонт. Интересно, что в тропическую форму одежды входят сандалии.

Новая форма XXI века

Реформирование армии затронуло и флотскую форму. В Москве виднее, в чем служить морякам, поэтому с 2010-х годов форма стала делиться не только на парадную, повседневную и рабочую, но еще и на офисную.


Офисный стиль одежды подразумевает большую и напряженную работу в офисе, безусловно, самом важном месте на флоте. Это китель черного цвета, с длинным или коротким рукавом, а так же несколькими липучками для обозначения имени и фамилии, на современный манер. В комплект входят брюки из того же материала, ботинки черной кожи, и белая фуражка.

Офицерская форма на случай парадов или иных официальных мероприятий состоит из брюк черного или белого цвета, белой рубашки, черного галстука с золотым зажимом, золотого пояса с подвешенным кортиком. Кортик выдается офицеру после окончания училища, и является символом гордости и чести. Какое-то время кортики были отменены, но сейчас они вновь украшают офицеров ВМФ.

Форма для женщин подразумевает рубашку, галстук и юбку, колготки телесного цвета и туфли.

В холода допускается ношение сапог, шерстяного пальто, кашне и шапки-ушанки.
Особой формой одежды является дембельский наряд.

Уходя со службы, многие моряки хотят подчеркнуть свою исключительность, поэтому начинают украшать форму с рвением, достойным французских государей XVII века. Кому то хватает новой чистой формы с заслуженными знаками и медалями, кто то нашивает бесконечное число аксельбантов, шевронов и прочих атрибутов демобилизованного воина.

Видео

России имеет довольно длинную и богатую историю. На протяжении многих десятилетий в нее вносились изменения и дополнения, менялась расцветка, фасон и ткань, из которой шились повседневные и парадные образцы. Сегодня нам более привычно видеть в форме моряков два главенствующих цвета — белый и чёрный. Трудно поверить, но первая морская форма была тёмно-зеленого цвета, как и у простых военнослужащих. Итак, обо всём по порядку.

ВМФ: форма со дня создания

Военно-морской флот в России появился при Петре I, то есть в XVII веке. Именно тогда и была утверждена первая военная форма для моряков. Пример был взят с обмундирования голландских военнослужащих флота. Это была серая или зелёная куртка из грубой шерсти, зелёные брюки чуть ниже колена и чулки. На голову моряки надевали шляпы с широкими полями. Из обуви морякам разрешалось носить кожаные туфли. Рабочий костюм, который носился ежедневно, состоял из просторной, не прилегающей к телу парусиновой рубашки, парусиновых просторных штанов, треуголки, а также камзола. Роба была серого цвета, а на неё сверху надевалась белоснежная рубашка с лазурным воротничком. Во время работ верхняя форма снималась, в остальное время белая рубаха носилась сверху постоянно. Но сегодня в ВМФ форма выглядит совершенно по-другому.

Из чего шили первую форму?

Для матросов ВМФ форма шилась из облегчённой парусины. Эта ткань была признана наиболее практичной — легко очищалась от самых трудных загрязнений, практически не мялась, хорошо пропускала воздух. В ней было комфортно в любое время года. Черноморский флот был выделен белым цветом повседневной формы, остальные чаще всего предпочитали небесно-голубые оттенки. Парусина использовалась в шитье практически до 80-х годов.

Чуть позже парусиновую ткань стали заменять на хлопчатобумажную. Изменилась и расцветка формы — она стала синей. Если сравнивать пошив того времени с современным, то можно уверенно сказать: сегодня форма ВМФ России уступает по своим качествам, так как шьётся она из самых разных материй не всегда добротного происхождения.

Также изменилась и цветовая гамма — предложен диапазон тонов от синего до чёрного.

Повседневная форма матроса

Повседневная форма ВМФ состоит из следующих элементов: рубахи, брюк, матросского воротника, обуви и, конечно, головного убора. Рассмотрим каждый из предметов отдельно.

Рубаха и в сегодняшние дни выкраивается по образцу старой модели, носится со специальным пристежным воротничком. Ни спереди, ни сзади швов на ней нет. Спереди имеется карман (изнутри точно такой же). Рукава у рубахи длинные, прямые. Обязательной является бирка, на которой размещён несмываемый боевой номер. На плечах — погоны в соответствии со званием. Рубаха носится навыпуск, заправляется только при несении службы на вахте.

Брюки также сохранили фасон семнадцатого века — тёмно-синие, с боковыми карманами, гульфиком, поясом со специальными шлевками. Сейчас на бляхе изображена эмблема ВМФ, раньше — звезда. Хлопчатобумажный воротник синего цвета с вышитыми тремя полосками белого цвета — символами побед в Чесменском, Гангутском и Синопском сражениях.

Обувь и головной убор

Форма ВМФ России включает несколько головных уборов. Это может быть бескозырная фуражка с лентами, на которых обозначено название корабля, либо простая надпись: «Военно-морской флот». На тулье бескозырки размещена кокарда в виде золотого якоря. Во времена Советского Союза кокарда была сделана в виде краба - красная звезда, обрамлённая золотыми листьями. Летняя фуражка шьётся из белой ткани и всегда идёт в комплекте с запасным чехлом. Зимой матросы ВМФ носят шапки-ушанки, сшитые из чёрного меха. Как выглядит в наше время зимняя форма ВМФ? Фото ниже демонстрирует ее внешний вид.

Имеется в комплекте головных уборов и пилотка. Спереди - кокарда, по бокам - три блока для вентиляции. В советское время чёрные пилотки различались по типам — специально для офицеров и состава рядовых. Сегодня пилотки носят все, а полукруглый фасон был изменён на прямоугольный. Ботинки моряков носят интересное название - прогары. Изготавливаются они из юфти, имеют толстую подошву, а к шнуркам ещё прибавились и резиновые вставки. Парадной обувью считаются

Повседневная форма офицеров, мичманов и женщин

Немногим от формы простого матроса отличается форма офицера ВМФ, а также мичмана. В входят шерстяная фуражка чёрного или белого цвета, шерстяная тужурка, кремовая рубашка, чёрное пальто, чёрные брюки, чёрный галстук с золотой закрепкой, кашне, ремень, перчатки.

В качестве обуви могут быть полусапоги, полуботинки или ботинки. Дополнительными предметами одежды являются чёрный свитер, демисезонная куртка, шерстяной плащ или китель синего цвета. Женщины носят чёрные шерстяные пилотки, чёрные юбки из шерсти, блузки кремового цвета, ремень, чёрный галстук с золотой закрепкой, телесные колготки, чёрные туфли или ботинки. Также женщинам разрешено носить чёрный шерстяной жакет. Зимой женщинам положено надевать чёрный каракулевый берет и такое же по цвету пальто.

Парадная форма мичманов и офицеров

Парадная форма ВМФ разделяется на несколько видов согласно погодным условиям. Головные уборы — чёрная или белая фуражка, шапка-ушанка или каракулевая шапка с козырьком (для высших офицеров и Обязательный элемент одежды — чёрный галстук с золотой закрепкой. Шерстяная тужурка бывает двух цветов — белая (летняя) и чёрная (парадная). Чёрные брюки из шерсти, белая рубашка и золотистый пояс — обязательные элементы, из которых состоит парадная форма ВМФ.

Белое кашне или чёрный воротник надеваются в соответствии с погодными условиями. Обувь представляет собой чёрные или белые ботинки, сапоги, полуботинки или полусапоги. На чёрном шерстяном пальто носятся нашивные погоны. Также в комплект входят белые перчатки.

Парадная форма старшин, матросов и женщин

Форма ВМФ для этих категорий включает в себе полосатую тельняшку или кремовую рубашку с галстуком (это касается контрактников), шерстяные брюки чёрного цвета (у женщин - юбки) и ремень. На голову надевается летняя белая бескозырка, чёрная шерстяная шапка или ушанка. Имеется белая форменка или синяя фланелевка (контрактники носят тужурку из чёрной шерсти). В ВМФ форма для парада включает шерстяное чёрное пальто, на котором носятся погончики, кашне и перчатки. Также допускается носить бушлаты. На ноги старшины, матросы и женщины надевают полусапоги, ботинки или полуботинки. Парадный пояс у мужчин чёрного цвета, у женщин — золотистого. Также бывает она разделена на два вида — строгая и украшенная. Строгая форма включает в себе ушитый китель, на котором расположены эмблемы родовых войск, аксельбант, золотые пуговицы, награды и значки, обувь, пояс и берет. Украшенная форма имеет вольный формат, рассчитанный на изобретательность дембеля.

Каждая структура в Российской Федерации имеет свою форму.

Спецодежда военно-морского флота (ВМФ) – флотский костюм. В этой публикации мы рассмотрим все виды и образцы одежды для военнослужащих ВМФ России.

Существует парадная и повседневная форма, разная униформа для каждого звания.

Положением по ее ношению установлено, что специальную отличительную одежду обязаны носить:

  • военнослужащие , которые в данный момент проходят службу,
  • все служащие , отправленные в запас, во времена сборов,
  • все генералы, адмиралы и офицеры , уволенные в запас или ушедшие в отставку, когда право ношения формы остается за человеком.

Новая форма военнослужащих ВМФ России выглядит, как на фото:

Спецодежда призвана защитить человека при попадании в холодную воду . Брюки и юбка у женщин позволяют создать воздушную прослойку и избежать быстрого переохлаждения. Также их своеобразный крой помогает быстрым движением высвободиться от одежды, избавиться от лишнего балласта в воде или при пожаре.

Рубаха позволяет не замерзать от ветра и не потеть при жаре. Верхняя одежда защищает от сильных порывистых ветров , не сковывая движения. Головные уборы не дают получить солнечный удар, закрывая голову от палящего солнца. Толстая подошва на обуви не дает ногам скользить по мокрой поверхности, а цельные ботинки без шнуровки не пропускают влагу и ветер внутрь.

Требования к униформе

  • Ткань – старшинка . Представляет собой темный плотный материал. Ее преимущество – не подвержена линьке, сминанию, устойчива к загрязнениям.
  • Спереди на рубахе присутствует два кармана – один на лицевой стороне, другой на изнаночной. Оба кармана располагаются слева. Лицевая сторона имеет разрез, застегивающийся пуговицей при помощи петельки. Также две пуговицы располагаются на изнаночной стороне в конце разреза.

    Сзади на горловине расположена пуговица для пристегивания воротника. Погончики состоят из той же ткани, что и рубаха, нашиваются сверху. К лицевому карману рубахи пришивается небольшая белая бирка, на которую наносится специальный боевой номер.

  • Передняя половина брюк имеет два кармана . Передняя часть имеет лацбант с застежками или пуговицами.
  • Ремень изготавливается из кожи, имеет блестящую пряжку с официальной эмблемой ВМФ.
  • Воротник синего цвета , шьется из хлопчатобумажной ткани. Имеет три белоснежных линии по краю лицевой стороны. У воротника длинные концы с обеих сторон, которые имеют по отверстию для пристегивания к рубахе (две пуговицы в конце разреза изнаночной стороны).
  • Сзади к фуражке пришиты две ленты по 35 сантиметров каждая. Несколько вариантов надписи: название корабля, вид флота, вид сил, «ВМФ РФ». Концы этих лент украшены золотистым якорем. Спереди имеется кокарда с таким же якорем, как и концы лент.
  • Пилотка также с кокардой (якорь золотистого цвета).
  • Лицевая сторона костюма радиационной безопасности имеет карман (слева) с серийным боевым номером. Под этим специальным номером делается отличительный знак «РБ».
  • К галстуку старшим по званию прикрепляется золотистая заколка.

– самое важное индивидуальное средство защиты от опасно высоких температур, вредных веществ и токсинов, выделяющихся при горении.

Очень важно, чтобы лица, представляющие страну и проверяющие документы при прохождении через границу, были одеты соответственно рабочему уставу. Как должна выглядеть форма таможенника, узнайте .

Разновидности

Основное разделение униформ: повседневная и парадная . Для каждого звания имеется своя специально разработанная одежда, которая разделяется на летний и зимний вариант. Зимние варианты меняют в повседневной униформе легкие предметы одежды на утепленные, добавляется верхняя одежда и теплые свитера.

Повседневная (для матросов, курсантов, солдат):

Парадная форма (для матросов, курсантов, солдат) ВМФ России:

  • Тельняшка. Солдаты, служащие по контракту надевают рубашку кремового оттенка.
  • Брюки насыщенно угольные. Имеют свободный крой, ремень из свиной кожи с бляхой.
  • Бескозырка, шапка – ушанка. Головной убор подобран по погоде.
  • Форменка (обычное флотское платье, рубаха матроса), тужурка, фланелевка.
  • Полуботинки, ботинки, полусапоги.
  • Пальто темное шерстяное.
  • Кашне (шарф).
  • Перчатки.

Парадная форма меняется в зависимости от погоды и времени года, имеет множество вариаций. Офисная спецодежда менее строгая, но требует соблюдение ношения определенного сочетания оттенков и определенных вещей.

Повседневная форма (офицеров, мичманов) ВМФ России:

  • Рубашка кремовая.
  • Брюки темные с ремнем.
  • Тонкий галстук черный.
  • Кашне.
  • Перчатки.
  • Фуражка из шерсти, пилотка (только черные).
  • Тужурка. Теплая темная куртка с двумя бортами, шерстяной свитер.
  • Пальто, куртка, китель, плащ темных оттенков.
  • Полусапоги, полуботинки, ботинки.

Парадная (офицеров, мичманов):

Повседневная униформа ВМФ для женщин :

  • Кремовая блузка.
  • Черный тонкий галстук и золотистая заколка.
  • Кашне.
  • Бежевые колготки (телесные).
  • Пальто, плащ.
  • Свитер.
  • Черные ботинки, сапоги, туфли.
  • Черная пилотка, берет, шапка — ушанка.

Парадная спецодежда ВМФ для женщин :

  • Парадный жакет.
  • Темный тонкий галстук и золотистая заколка.
  • Золотистый пояс.
  • Кашне (теплое белоснежное).
  • Черная юбка и ремень с бляхой.
  • Бежевые колготки (телесные).
  • Пальто, плащ.
  • Темные угольные ботинки, сапоги, туфли.
  • Темные берет, шапка – ушанка

Офисная военная форма ВМФ
Комплект офисной униформы немного отличается от повседневной формы одежды ВМФ и включает в себя:

  • Куртка.
  • Брюки.
  • Фуражка (синяя или черная). Редко, возможно использование белой фуражки.
  • Тельняшка. ЕЕ можно заменить футболкой (белая или синяя).

Правила хранения и ухода за спецодеждой

Правила ношения формы служащих ВМФ, установленные в 1959 году, строго определяют , что униформа должна быть в безупречном состоянии. Это значит, что костюмы вовремя стираются, подшиваются. Если какая-то часть износилась – ее меняют на новую деталь.

Форма должна быть чисто выстирана и хорошо отглажена . Это касается любого вида одежды и любого звания ВМФ. Старшие по званию должны следить за коллегами, указывая на недостатки стирки или подшивания.

В заключение предлагаем вам посмотреть очень интересное и познавательное видео, как менялась военная форма ВМФ:

19 августа в России отмечают День рождения русской тельняшки. Именно в этот день в 1874 году по инициативе Великого Князя Константина Николаевича Романова император Александр ІІ подписал указ о введении новой формы , которым тельняшка (специальная «нательная» рубаха) была введена как часть обязательной формы одежды русского моряка.

Свой профессиональный праздник работники морского и речного флота ежегодно в первое воскресенье июля.

Как раньше выглядела тельняшка, какими бывают полосы и что обозначает их цвет, смотрите в инфографике.

Тельняшка появилась во времена расцвета парусного флота в Бретани (Франция) предположительно в XVII веке.

Тельняшки имели вырез ворота «лодочкой» и рукава в три четверти и были белыми в тёмно-синюю полоску. В Европе в те времена полосатую одежду носили изгои общества и профессиональные палачи. Но для бретонских моряков, по одной из версий, тельняшка считалась счастливой одеждой на время морских путешествий.

В России традиция ношения тельняшек начала формироваться, по одним данным, с 1862, по другим - с 1866 года. Вместо узких кителей с неудобными стоячими воротниками русские матросы стали носить удобные фланелевые голландские рубахи с вырезом на груди. Под рубаху надевалась нательная рубашка - тельняшка.

Поначалу тельняшки выдавались только участникам дальних походов и были предметом особой гордости. Как говорится в одном из рапортов того времени: «нижние чины... преимущественно надевали их в воскресные и праздничные дни при увольнении на берег... и во всех случаях, когда требовалось быть щегольски одетыми...». Окончательно закрепил тельняшку как часть униформы приказ, подписанный 19 августа 1874 года Великим Князем Константином Николаевичем. Этот день может считаться днём рождения русской тельняшки.

Тельняшка обладает большим преимуществом перед другими нательными рубахами. Плотно облегая тело, она не мешает свободному движению при работе, хорошо сохраняет тепло, удобна при стирке, быстро сохнет на ветру.

Этот вид лёгкой морской одежды не утратил своего значения и сегодня, хотя матросам теперь редко приходится лазать по вантам. Со временем тельняшка вошла в обиход и в других родах войск, хотя мало где является официальной частью формы. Тем не менее, используется этот предмет гардероба и в сухопутных войсках, и даже в милиции.

Почему тельняшка полосатая и что обозначает цвет полос?

Синие и белые поперечные полосы тельняшек соответствовали цветам русского военно-морского Андреевского флага. Кроме того, матросы, одетые в такие рубашки, хорошо просматривались с палубы на фоне неба, моря и парусов.

Традиция делать полосы разноцветными укрепилась в XIX веке - по цвету определялась принадлежность моряка к той или иной флотилии. После распада СССР цвета полос тельняшек были «распределены» по различным родам войск.

Что обозначает цвет полос на тельняшке:

Чёрный: подводные силы и морская пехота;
васильковый: президентский полк и спецназ ФСБ;
светло-зелёный: пограничные войска;
светло-голубой: ВДВ;
краповый: МВД;
оранжевый: МЧС.

Что такое гюйс?

Гюйсом на флоте называют воротник, который повязывается поверх формы. Настоящее значение слова «гюйс» (от голландского geus - «флаг») - военно-морской флаг. Флаг поднимается ежедневно на носу кораблей 1-го и 2-го рангов во время якорной стоянки с 8 часов утра до захода солнца.

История появления гюйса довольно прозаична. В средние века в Европе мужчины носили длинные волосы или парики, матросы заплетали волосы в хвостики и косички. Для защиты от вшей волосы смазывали дёгтем. Чтобы дёготь не испачкал одежду, матросы прикрывали плечи и спину защитным кожаным воротником-гюйсом, который можно было легко протереть от грязи.

Со временем кожаный воротник сменили на матерчатый. Длинные причёски ушли в прошлое, а традиция носить воротник осталась. Кроме того, после отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления - в холодную ветреную погоду он заправлялся под одежду.

Почему на гюйсе три полоски?

Есть несколько версий происхождения трёх полосок на гюйсе. По одной из них, три полоски символизируют три крупные победы русского флота:

У Гангута в 1714 году;
у Чесмы в 1770-м;
у Синопа в 1853-м.

Надо отметить, что у матросов из других стран также существуют полоски на гюйсе, происхождение которых объясняется похожим образом. Вероятнее всего, этот повтор произошёл в результате заимствования формы и легенды. Кто первым изобрёл полоски, доподлинно не известно.

По другой легенде, у основателя русского флота Петра I было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй - по две, и у третьей, особо приближённой к Петру, - по три полоски. Таким образом, три полосы стали означать особую приближённость к Петру гвардии флота.

Моряки всех поколений русского фло-та всегда были неравнодушны к тельняшке и называли её морской душой.Среди моряков нательная трикотажная рубашка с поперечными белыми и синими полосами, в обиходе называемая тельняшкой, является особенно любимой одеждой. Свое название тельняшка получила в связи с тем, что надевается на голое тело.Как раньше выглядела тельняшка, какими бывают полосы и что обозначает их цвет?

История тельняшкиТельняшка появилась во времена расцвета парусного флота в Бретани (Франция) предположительно в XVII веке.Тельняшки имели вырез ворота «лодочкой» и рукава в три четверти и были белыми в тёмно-синюю полоску. В Европе в те времена полосатую одежду носили изгои общества и профессиональные палачи. Но для бретонских моряков, по одной из версий, тельняшка считалась счастливой одеждой на время морских путешествий.В России традиция ношения тельняшек начала формироваться, по одним данным, с 1862, по другим - с 1866 года. Вместо узких кителей с неудобными стоячими воротниками русские матросы стали носить удобные фланелевые голландские рубахи с вырезом на груди. Под рубаху надевалась нательная рубашка - тельняшка.Поначалу тельняшки выдавались только участникам дальних походов и были предметом особой гордости. Как говорится в одном из рапортов того времени: «нижние чины... преимущественно надевали их в воскресные и праздничные дни при увольнении на берег... и во всех случаях, когда требовалось быть щегольски одетыми...». Окончательно закрепил тельняшку как часть униформы приказ, подписанный 19 августа 1874 года Великим Князем Константином Николаевичем. Этот день может считаться днём рождения русской тельняшки.Тельняшка обладает большим преимуществом перед другими нательными рубахами. Плотно облегая тело, она не мешает свободному дви-жению при работе, хорошо сохраняет тепло, удобна при стирке, быстро сохнет на ветру.Этот вид лёгкой морской одежды не утратил своего значения и сегодня, хотя матросам теперь редко приходится лазать по вантам. Со временем тельняшка вошла в обиход и в других родах войск, хотя мало где является официальной частью формы. Тем не менее, используется этот предмет гардероба и в сухопутных войсках, и даже в милиции.Почему тельняшка полосатая и что обозначает цвет полос?Синие и белые поперечные полосы тельняшек соответствовали цветам русского военно-морского Андреевского флага. Кроме того, матросы, одетые в такие рубашки, хорошо просматривались с палубы на фоне неба, моря и парусов.Традиция делать полосы разноцветными укрепилась в XIX веке - по цвету определялась принадлежность моряка к той или иной флотилии. После распада СССР цвета полос тельняшек были «распределены» по различным родам войск.Что обозначает цвет полос на тельняшке:чёрный: подводные силы и морская пехота;васильковый: президентский полк и спецназ ФСБ;светло-зелёный: пограничные войска;светло-голубой: ВДВ;краповый: МВД;оранжевый: МЧС.Что такое гюйс?Гюйсом на флоте называют воротник, который повязывается поверх формы. Настоящее значение слова «гюйс» (от голландского geus - «флаг») - военно-морской флаг. Флаг поднимается ежедневно на носу кораблей 1-го и 2-го рангов во время якорной стоянки с 8 часов утра до захода солнца.История появления гюйса довольно прозаична. В средние века в Европе мужчины носили длинные волосы или парики, матросы заплетали волосы в хвостики и косички. Для защиты от вшей волосы смазывали дёгтем. Чтобы дёготь не испачкал одежду, матросы прикрывали плечи и спину защитным кожаным воротником-гюйсом, который можно было легко протереть от грязи.Со временем кожаный воротник сменили на матерчатый. Длинные причёски ушли в прошлое, а традиция носить воротник осталась. Кроме того, после отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления - в холодную ветреную погоду он заправлялся под одежду.Почему на гюйсе три полоски?Есть несколько версий происхождения трёх полосок на гюйсе. По одной из них, три полоски символизируют три крупные победы русского флота:у Гангута в 1714 году;у Чесмы в 1770-м;у Синопа в 1853-м.Надо отметить, что у матросов из других стран также существуют полоски на гюйсе, происхождение которых объясняется похожим образом. Вероятнее всего, этот повтор произошёл в результате заимствования формы и легенды. Кто первым изобрёл полоски, доподлинно не известно.По другой легенде, у основателя русского флота Петра I было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй - по две, и у третьей, особо приближённой к Петру, - по три полоски. Таким образом, три полосы стали означать особую приближённость к Петру гвардии флота. (с)

В настоящее время фланелевые форменные рубахи, состоящие на обеспечении современного флота, синего цвета , а летние хлопчатобумажные форменки - белого цвета (с синим гюйсом, окантованным тремя полосками белого цвета).

Форменный воротник входит в состав парадно-выходной формы рядового состава ВМФ и носится с фланелевкой или форменкой.

Как появился гюйс

Украшением рубахи флотского костюма является большой воротник синего цвета с тремя белыми полосами по краю. История его возникновения весьма любопытна. В старину матросам предписывалось ношение пудреных париков и намасленных косичек из конского волоса. Косички пачкали робу, а матросов за это наказывали, вот они и придумали подвешивать под косичку кожаный лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник, напоминающий нам о старых временах.

Бытует и другая версия: в матросский воротник трансформировался капюшон, которым моряки закрывались от брызг.

Форменный воротник также называют гюйсом.

Версия литературная

…Стояла темная ночь… Наш молодой юнга, после своего спасения на воде, так и не смог заснуть. Выскочив на палубу, он увидел боцмана, курившего свою трубку на корме.

Ну что, юноша, не спится? Давно ведь была команда “Отбой”?; вопросительно посмотрел на него боцман.

Нет, не спится!; ответил юнга.

Я хотел бы Вас поблагодарить за моё спасение!; горячо и с благодарностью выпалил юнга. Вы меня вытащили из этого моря!

Я тебя не из моря вытащил, а с того света!; ответил старый моряк.

Кстати, почему одет не по форме? Где твой гюйс?

Понурив голову, наш юнга нашелся:

Я его – постирал, сию минуту!

Через некоторое время, он прибежал обратно, неся на руках свой гюйс.

Ну что ж, похвально! А ты знаешь, что это такое?; спросил боцман.

Я только слышал, что это – воротник…. А все же – что это, товарищ боцман?

Довольно хмыкнув, он пригласил юнгу в свою каюту.

Ну, садись поудобнее и слушай!

Юнга весь обратился вслух.

Вот что рассказал боцман:

Существует несколько историй и легенд по поводу возникновения 3-х полосок на гюйсах моряков, или как ты выразился – воротников.

Поначалу, в далёком прошлом, на судах, это были действительно – воротники, которые использовались для защиты спин гребцов от палящих лучей Солнца и брызг.

Воротник также, намного позже, сначала появился как подкладка под волосы, предохраняющая мундир от осыпающейся с парика “пудры”, в иностранных флотах.

После отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления - в холодную ветреную погоду он заправлялся под бескозырку и заменял башлык.

Другая легенда повествует, что эти три полоски появились с появлением трех эскадр у Петра I. Именно в честь этих эскадр появились три полоски на гюйсе.

Также, бытовала история о трех победах нашего Флота, в честь трех полосок на современных гюйсах - у Гангута в 1714 году, Чесмы в 1770-м и Синопа в 1853-м.

То есть – эти победы действительно имели место быть, но к полоскам они относятся, как метод патриотического воспитания.

Однако, гюйс – это прежде всего – ФЛАГ, друг мой!

От нидерландского, “гюйс” - военно-морской флаг, а также флаг приморских крепостей. Он поднимается ежедневно на носу (на флагштоке на бушприте) кораблей 1-го и 2-го рангов, исключительно во время якорной стоянки, вместе с кормовым флагом, обычно с 8 часов утра до захода солнца”.

Версия историческая

Впервые в русском флоте воротник был введен в 1843 г.

Происхождение воротника имеет весьма . В те времена матросы носили парики и намасленные косички из конского волоса. Косички пачкали одежду, а матросов за это наказывали, вот они и придумали одевать под косичку кожаный лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник. Есть и другая версия: для защиты от морских брызг и ветра матросы носили капюшон, который потом трансформировался в воротник.

Форменный воротник изготавливается из хлопчатобумажной ткани темно-синего цвета, с тремя белыми полосками по краям. Подкладка синего цвета. На концах воротника по одной петле, посредине выреза горловины пуговица для пристегивания воротника к форменке и куртке рабочей флотской.

Начиная с Петра I

У Петра I во флоте было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй - по две, и у третьей, особо приближенной Петру - по три полоски. Таким образом, три полосы стали означать особую приближенность к Петру гвардии флота. При этом первая эскадра носила белые фланелевые форменные рубахи, вторая эскадра имела рубахи синего цвета, а третья - красного.

Сначала гвардия

В 1881 году были введены три белые полосы на воротниках для матросов Гвардейского флотского экипажа. А в следующем, 1882 году, этот воротник был распространен на весь флот.

Полосы на нем означали организационную принадлежность. Русский Балтийский флот в то время был разделен на три дивизии. При этом матросы первой дивизии носили одну белую полосу на воротнике, матросы второй дивизии - соответственно две полосы, а матросы третьей - три.

Победы флота ни при чем

Широко распространено мнение, будто они были введены в память о трех победах русского флота:

  • у Гангута в 1714 году;
  • Чесмы в 1770-м;
  • Синопа в 1853-м.

Но оказывается, это не более чем красивая и высокопатриотичная легенда.

Несомненно, что количество полос не имеет никакого отношения к победам русского военно-морского флота. Просто при выборе рисунка возобладала чисто эстетическая сторона дела: воротник с тремя полосками оказался наиболее красивым и имеет простую законченную форму. Летом моряки нашего военно-морского флота носят полотняную белую форменную рубаху с тем же привлекательным синим воротником, обрамленным по краям тремя белыми полосками. Эти же три полоски имеются на синих обшлагах этих рубах.

Немного о лентах на бескозырках

Первые ленты в русском флоте появились на клеенчатых шляпах матросов в 1857 году и не позднее 1872 года на фуражках. До той поры на околышах матросских фуражек ставились лишь прорезные буквы и цифры, которые закрашивались или подкладывались желтым сукном. Точный размер, форма букв на лентах, как и сами ленты, были утверждены для всего рядового состава русского флота 19 августа 1874 года. В советском флоте шрифт на краснофлотских лентах был утвержден в 1923 году.

Особой лентой на бескозырках советских моряков является лента гвардейских кораблей, утвержденная вместе с гвардейским знаком в 1943 г. Лента гвардейских кораблей имеет расцветку ленты Ордена Славы из чередующихся полос оранжевого и черного цвета.

Некоторые исследователи высказывают предположение, что в русском флоте черно-оранжевый цвет георгиевской ленты повторяет бывшие династические цвета русской монархии. Это в корне неправильно. Старые геральдические цвета русской монархии - золото с черным или желтый цвет с черным. Об утверждении же черно-оранжевых полос георгиевской ленты существует определенное указание 1769 года, где сказано, что цвета даны чисто «военные»: оранжевый - цвет пламени и черный - цвет пушечного и ружейного порохового дыма.

Цитаты

Но, товарищ боцман, зачем же вешать флаг, или гюйс, на бушприт?; недоумевал юнга.

А затем, друг мой, что этот флаг обозначал порт приписки корабля!; ответил боцман.

Гюйс

ГЮЙСЪ , флагъ, поднимаемый въ носов. части воен. судовъ первыхъ двухъ ранговъ, когда они стоятъ на якорѣ, вмѣстѣ съ кормов. флагомъ т.-е. отъ 8 ч. у. до захода солнца. (Формы и рисунки
Г. разн. державъ см. на красоч. таблицахъ флаговъ при описаніяхъ
государствъ).

Гюйс - м.

1. Флаг, поднимаемый на носу военных судов первых двух рангов во время якорной стоянки.

2. Большой синий воротник на форменной матросской верхней суконной или полотняной рубахе (в речи моряков).

Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Общая оценка материала: 5

АНАЛОГИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ПО МЕТКАМ):

Глобальный контрудар - быстрый и глобальнай ответ на ПРО США Разрешение на взлет американцам и туркам придется просить у Москвы Смогут ли китайцы скопировать экспортный Су-35