Легко ли быть подростком сообщение. Легко ли быть подростком. Определение границ подросткового возраста. Психологические изменения, происходящие у детей в этот период. Анализ основных проблем в семье. Отношение подростка к друзьям, к противоположному полу

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

Гимназия имени И.А.Бунина

Проект на тему:

«Легко ли быть подростком?»

Руководитель: учитель истории и обществознания

Анохина Л.В.

Воронеж-2018

Содержание:

    Цель работы, ее задачи и этапы проведения проекта

    Кто такой «подросток»?

    Легко ли быть подростком?

    Список литературы

Цель работы:

    рассмотреть само понятие «Подросток»

    рассмотреть основные этапы подросткового возраста

    охарактеризовать основные особенности подросткового возраста

    проанализировать режим дня подростка

Задачи :

    просмотреть ресурсы по данной теме.

Проблемный вопрос: Легко ли быть подростком?

Предмет работы – ресурсы содержащие информацию о подростковом периоде человека

Практическая значимость данного исследования заключается в использовании дополнительной информации на уроках обществознания 5 класса, на классных часах.

Методы исследования:

Поиск достоверных источников информации с помощью документов, книг, использование компьютерных технологий.

Этапы проведения проекта:

    Подготовительный: - выбор темы и её конкретизация (актуальность – определение целей и формулировки задач)

    Поисково-исследовательский:

Обращение к учителю обществознания с просьбой включиться в работу проекта;

Коррекция сроков и графиков;

Проведение поисково-исследовательской деятельности

    Трансляционно-оформительный:

Работа над презентацией;

Оформление проекта

    Доработка проекта с учётом замечаний и предложений:

Написание сценария защиты проекта

    Заключительный:

Защита проекта.

Кто такой подросток?

У слова «подросток» множество определений.

«…Подросток - это человек, который не является взрослым и не ребенком. Это такой особый тип людей.

это человек в сложном возрасте, когда нужна помощь. В этом возрасте человек хочет все, когда очень много интересов, и очень много просьб. Но еще это очень хороший возраст… Заканчиваешь школу, идешь в институт, перед тобой открывается новая жизнь! Но в этом возрасте человек нуждается в очень большом понимании.

это человек, который находится в таком возрасте, когда допускает больше всего ошибок в своей жизни, которые решают порой дальнейшую судьбу.

это бунтарь. Он воюет не только с окружающими, но и с самим собой. Его переполняют чувства, совершенно противоречивые и в то же время похожие между собой.

это кошмар для взрослых. Потому что в этом возрасте они сильней всего меняются, начинают требовать чего-либо , грубят всем, права начинают качать, считают что весь мир против них.

это человек,нуждающийся в понимании и сочувствие у него есть права которые часто нарушаются. Ему нужно понимания это самое главное.

это взрослый ребенок, которому хочется все попробовать.

Подросток - это человек с несформировавшейся личностью, подверженный как плохому, так и хорошему воздействию окружающей среды.

В психологии есть несколько вариантов названия переходного возраста (периода жизни человека, определяемого возрастом от 11-12 до 14-16 лет).Этот возраст называют пубертатным, тинейджерством, переходным периодом и т.д. Каждое из названий, в принципе, отражает его особенности.

Таким образом, в психологии и педагогике под подростковым возрастом понимается возраст от 10 до 15 лет. Его называют переходным от детства к взрослой жизни.

Подростковый возраст: основные этапы

Период подросткового возраста охватывает временной промежуток от 12 до 17 лет. В силу того, что на протяжении этого времени происходит большое количество изменений, целесообразно разделить этот этап на два периода – младший и старший подростковый возраст.

Младший подростковый возраст. Младший подростковый возраст подразумевает детей от 12 до 14 лет. Это время совпадает с переходом ребенка на новую систему обучения: если в начальной школе уроки проходили под руководством одного педагога, то после 5 класса ученики знакомятся с большим количеством учителей-предметников, что вызывает необходимость перестраиваться на новые условия. Все более важным становится общение, которое в первую очередь ориентировано на сверстников. В процессе этого общения подросток усваивает определенные социальные нормы взаимодействия, а на основе обратной связи от сверстников формирует определенную самооценку.

Старший подростковый возраст.

Период с 15 до 17 лет определяется как старший подростковый возраст, иногда также называемый ранней юностью. К основным новообразованиям старшего подросткового возраста относят профессиональное и жизненное самоопределение, ведь именно в старших классах подростку необходимо решить, чем он будет заниматься в дальнейшем после школы. В этом возрасте продолжает формироваться образ собственного «Я», который опирается в первую очередь на то, какие оценки подросток получает от тех, с кем он общается. Становятся крайне важными эмоциональные контакты, в том числе получение признания от противоположного пола.

Чем отличаются подростковый и юношеский возраст.

Хотя юношеский возраст от подросткового отделяют, определяя его как период с 17 до 20 лет, грань перехода от подростка к юноше достаточно расплывчата. Подростковый и юношеский возраст стоят рядом на возрастной шкале, и у них есть некоторые отличия. Если подросток пока что находится в процессе формирования собственного мировоззрения, из-за чего ему часто сложно определиться с принятием определенных решений, то в юношеском возрасте психика становится более устойчивой, появляется склонность логически обдумывать собственные поступки и их последствия. Физически юноши также отличаются от подростков. Их тело теряет подростковую угловатость, ярче проявляются отличия в плане мужского и женского телосложения.

Особенности подросткового возраста

Физиологические особенности подростков

Само формирование биологически заключается в изменениях во внешнем виде ребенка.

Стремительный рост тела сопровождается также увеличением внутренних органов: сердца, легких, почек. Завершается созревание тогда, когда все органы и системы полностью развиты.

Время между 7 и 10 годами – это период подготовки организма к будущим интенсивным преобразованиям, которые будут иметь место в период полового созревания.

Можно наблюдать интенсивное вытягивание конечностей. Семилетние ребенок достигает зрелости основных двигательных функций, которые будут через три года совершенствоваться.

Результатом этого будет достижение гармонии движений и координации.

С возрастом постепенно увеличивается, в этот период способность к концентрации внимания, развивается механическая и логическая. В это время совершенствуется речь, формируется характер, формируется разум и сфера эмоций.

В период от 5 до 14 лет происходит смена зубов молочных. Девочки развиваются обычно быстрее мальчиков, это заметно, также и в случае зубов. У них смена зубов начинается в среднем на полгода раньше, чем у мальчиков.

Девочки «перегоняют» мальчиков в росте, подвижности и интеллектуальном развитии.

Личность в подростковом возрасте.

Формирующееся собственное «Я» чаще всего воспринимается самим подростком как неизбежный этап взросления. Он чувствует себя взрослым и одновременно стремится доказать это всем окружающим – и родителям, и сверстникам.

Особенность психологии подросткового возраста – достаточно сильная зависимость от мнения определенной группы значимых лиц. Отмечено, что для мальчиков подростков больше характерно опираться на мнение сверстников, тогда как девочки подростки тяготеют к установленному в их собственной семье привычному укладу жизни. Однако авторитет родителей и в том, и в другом случае становится существенно ниже, и на первый план выходит общение со сверстниками. Если для подростка допустимо схитрить перед взрослым, например, придумать какую-то причину для ухода с урока, то соврать своим друзьям считается недопустимым поведением подросткового возраста.

Важным моментом в психологии подросткового возраста является повышенная критичность к собственным недостаткам и поиск способов их устранения. Недовольство собой, касающееся как внешних проявлений, так и внутренних черт, характерно для абсолютного большинства подростков, поэтому размышления о себе становятся постоянными спутниками в этот период.

Поведение подросткового возраста.

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте становится интимно-межличностное общение, в ходе которого подросток получает необходимый материал для формирования собственной картины мира, системы ценностей и образа собственного «Я». Такая смена интересов может негативно повлиять на успехи в учебе, и именно поэтому многие родители совершают ошибку, начиная ограничивать подростков в общении. Этого делать не следует, поскольку без достаточного общения невозможно полноценное психологическое развитие в подростковом возрасте. Изменения, происходящие как в психике, так и в физиологии подростка, накладывают отпечаток на его поведение. Половое созревание, которое приходится как раз на подростковый школьный возраст, приводит к изменению гормонального баланса, в результате чего поведение часто крайне непредсказуемо. Целеустремленность в достижении цели может смениться импульсивными и необдуманными решениями, а самоуверенность – резко упавшей самооценкой. Если сегодня подросток жаждет общения, то завтра он может с такой же силой захотеть побыть один. При этом наиболее интенсивную реакцию подростки показывают в те моменты, когда кто-то задевает их самолюбие.

Кризис подросткового возраста

Кризис подросткового возраста по праву считается самым сложным кризисом как для самого ребенка, так и для его родителей. Он приходится на период с 12 до 14 лет и является наиболее долгим из всех остальных возрастных кризисов. В редких случаях проявления кризиса отсутствуют или проходит слабо. Во многом это определяется социальной ситуацией и моделью воспитания в семье.

Основное проявление кризиса заключается в обострении подросткового негативизма. Дети подросткового возраста начинают чаще вступать в конфликты со взрослыми, даже в тех случаях, когда объективной причины для противостояния нет. На этом фоне может появиться желание преодоления ранее поставленных запретов, и именно поэтому многие пробуют сигареты, алкоголь или наркотики в подростковом возрасте. Однако это только внешние проявления.

При этом существенно меняется и внутренний мир подростка: происходит переоценка ценностей, самоопределение, постепенное все большее отделение от родителей, ощущение, что их никто не понимает. Это заставляет детей замыкаться в себе, у них появляется повышенная чувствительность к любой критике, особенно со стороны значимых людей.

Реакция на такую критику во многом зависит от личности подростка; одно и то же замечание может стать поводом доказать обратное у одного подростка, и поводом для апатии – у другого.

Признаки кризиса.

У кризиса подросткового возраста присутствует два основных признака. Первое – это существенное снижение продуктивности, что сказывается даже на результатах по тем предметам или занятиям, к которым у подростка ранее был замечен очевидный талант. Второй и наиболее заметный для взрослых симптом – это негативизм, который заключается в склонности к ссорам, провокациям.

Одновременно с этим подросток может стремиться к изоляции и одиночеству. Негативизм может проявляться по-разному: Ярко выражен. Согласно статистике, негативизм затрагивает абсолютно все сферы жизни подростка примерно в 20% случаев. Этот острый период может длиться несколько недель. Средне выражен. Негативные реакции наблюдаются эпизодически, как ответ на ситуацию в семье или школе. Такие симптомы характерны для трех подростков из пяти. Отсутствует. Случается так, что подростковый кризис протекает бессимптомно – примерно у одного из пяти ребят. Учитывая, что такие дети подросткового возраста, как правило, живут в семьях с доверительной атмосферой и отсутствием излишней авторитарности (демократичный стиль воспитания), можно сделать вывод о том, что негативизм в период подросткового возраста является в том числе следствием воспитания.

Как помочь подростку преодолеть кризис.

Подростковый кризис является закономерным этапом развития личности, поэтому «вылечить» его нельзя – в этот период подростку требуется именно помощь и поддержка.

Для того, чтобы определить план действий, важно понять, в каком из вариантов кризиса находится ребенок.

Существует два варианта протекания кризиса в подростковом возрасте: Кризис независимости . Наиболее типичный подростковый кризис, при котором ребенок стремится доказать всем собственную взрослость. В этом случае важно проявить максимум терпения и обеспечить подростку ощущение защиты и доверия.

Кризис зависимости . В последнее время подростки, которые не хотят взрослеть, встречаются все чаще и чаще; состояние характерно для семей, в которых присутствует гиперопека. Ребенок становится инфантильным, не хочет взрослеть, но чрезмерное послушание может радовать взрослых. Однако в подростковом возрасте абсолютное послушание и отсутствие собственного мнения негативно влияет на психику ребенка и может говорить о недостаточной зрелости. В таком случае необходимо помогать ребенку принимать новые социальные роли, заинтересовывать его чем-то новым и оказывать разумную поддержку. Оставлять подростка в этот период наедине с собственными размышлениями необходимо, но далеко не всегда, ведь родители и атмосфера в семье по-прежнему очень важны.

Как вести себя родителям подростка в период кризиса? Психологи рекомендуют принять тот факт, что ребенок взрослеет, а соответственно, требует другого отношения. При этом проявлять агрессию и силу означает лишь демонстрировать собственное бессилие, к тому же такие реакции явно не способствуют формированию доверительной атмосферы.

Следующие советы помогут вам наладить общение с подростком в период кризиса:

Относитесь к своему ребенку искренне. Подростки очень чувствительны к фальши и отвечают тем же.

Примите как факт то, что подростку требуется много времени для общения с друзьями, и не обижайтесь на его занятость и невнимание.

Не устраивайте допросов с пристрастием. Если хотите узнать что-то, подождите, пока подросток придет в спокойное состояние.

Рассказывайте ему о своих планах, советуйтесь, как с равным – так вы дадите ему понять, что принимаете его взросление и перемены.

Поддерживайте, хвалите и одобряйте. Конечно, критика должна присутствовать, но в разумных пределах – помните, что подростки довольно ранимы.

Интересуйтесь самочувствием ребенка. Физические перемены в подростковом возрасте могут быть интенсивными и не всегда понятными самому ребенку, тем самым вызывая страх и усугубляя психологический дискомфорт. Эти несложные рекомендации могут помочь избежать конфликтов и сделают атмосферу в семье в период кризиса комфортнее.

Когда обратиться к психологу?

Кризис подросткового возраста может протекать достаточно остро, и иногда родители начинают сомневаться, смогут ли они помочь собственному ребенку своими силами – или же лучше обратиться к специалисту?

В следующих случаях помощь психолога настоятельно рекомендуется: Резкое снижение успеваемости

Апатия, отсутствие желания что-то делать

Крайний негатив к себе, своему телу, характеру

Повышенный уровень агрессивности

Отсутствие круга общения в сочетании с нежеланием заводить друзей

Стремление к бродяжничеству

Девиантное поведение

Подростковая депрессия является крайне опасным состоянием, и именно поэтому ребенку требуется помощи

Спорт и ЗОЖ.

Подростковый возраст – время, когда особенно важно правильное физическое развитие, ведь в этот период идет интенсивный рост организма, в частности – развитие сердечно-сосудистой системы. От того, получает ли подросток регулярную физическую нагрузку, зависит то, насколько выносливым и крепким он будет в дальнейшем.

Помимо этого, занятия спортом помогают правильному развитию мышц и тренировке всего организма в целом. Однако главное – не просто мотивировать ребенка заниматься спортом, но и правильно дозировать длительность занятий и нагрузку.

Наиболее подходящие виды нагрузки для подростков – это быстрый бег, гимнастика, велосипед, плавание, подвижные игры. Важно помнить, что средняя длительность физической активности для подростка составляет 8-10 часов в неделю, однако этот показатель индивидуален и зависит от особенностей организма конкретного подростка.

Не менее, чем физическая активность, для подростка важен здоровый образ жизни. ЗОЖ включает не только активность, но и ряд других моментов, способных заложить крепкий фундамент для здоровья подростка в будущем. Это мероприятия по гигиене, закаливанию, правильное питание, а также положительное психологическое состояние.

Следующие факторы могут нарушить нормальное физическое и психологическое развитие: недостаток движения (что актуально для современных детей, большое количество времени проводящих либо за партой, либо за компьютером), нерациональное питание, в том числе привычка к фаст-фуду, стрессовые ситуации, вредные привычки (ведь многие подростки в целях продемонстрировать собственную крутость или просто из интереса начинают пробовать алкоголь, курение и даже наркотики), Основная ответственность на прививании основ здорового образа жизни подросткам лежит на родителях, которым следует в первую очередь демонстрировать собственный положительный пример. Кроме того, пользу ЗОЖ и вред некоторых привычек нужно объяснять подробно, а не просто вводить ничем не обоснованные запреты.

Проблемы подросткового возраста.

Подростковый возраст является довольно неспокойным периодом, и любой может столкнуться с разного рода проблемами, которые он в силу эмоциональной нестабильности и несформированности собственного «Я» воспринимает крайне остро. Родителям не следует оставлять подростка наедине с его проблемами, оказывая ему поддержку и создавая атмосферу понимания и доверия.

Прыщи в подростковом возрасте .Прыщи в подростковом возрасте крайне негативно влияют на самооценку, поскольку и девочки, и мальчики в этот период крайне критично относятся к собственной внешности. Причиной появления прыщей в первую очередь является интенсивный рост кожи, что сопряжено с быстрым ростом костей. Чтобы предохранить кожу от растяжек и повреждений, активизируется деятельность сальных желез, а уже это является причиной появления прыщей. Дополнительными факторами появления прыщей в подростковом возрасте может стать неправильный уход за кожей, неправильное питание, нехватка витаминов и гормональные изменения. Для подростковой угревой сыпи существуют специальные лечебные комплексы, однако наиболее эффективным будет посещение дерматолога, который определит причину и назначит лечение, воздействующее и на нее, и на проявления прыщей в подростковом возрасте.

Вредные привычки. Подростковый возраст – это время, когда дети пробуют на прочность ранее установленные рамки, кроме того пытаются доказать, что они уже становятся взрослыми. Из-за этого, а также по причине стремления к новому, подростки могут попробовать курение, алкоголь и наркотики, а ведь эти вредные привычки очень быстро становятся частью жизни и наносят существенный удар по здоровью. Чем старше становится подросток, тем сильнее возрастает вероятность, что он пристрастится к одной из вредных привычек. Несмотря на существующие возрастные ограничения, и табачные изделия, и спиртные напитки могут быть проданы подросткам, не говоря уже о наркотиках – дилеры рассматривают подростков как одну из наиболее «податливых» категорий потенциальных покупателей смертельных веществ. Отношение к вредным привычкам очень сильно зависит от того, как воспитан подросток. Если в семье изначально демонстрируется пример здорового образа жизни, проводятся беседы о вреде таких привычек, то подростки из таких семей более устойчивы к провокациям по поводу спиртного, курения или наркотиков.

Психологические зависимости. Психологические зависимости – отдельный специфический класс проблем подросткового возраста, который определяется как навязчивое влечение к определенному занятию или объекту. Подросток может попасть под такие виды зависимостей: Компьютерная зависимость в разных ее формах. Это может быть игромания, зависимость от социальных сетей или от просмотра сериалов – в любом случае очевидно патологическое влияние зависимости на развитие личности в подростковом возрасте. Зависимость от секты. Так как подростковый возраст является периодом, когда ребенок ищет себя и старается сформировать определенное мировоззрение, грамотное воздействие на его психику легко сделает его членом секты, выйти из которой не так-то просто.

Шопоголизм . Навязчивое стремление совершать бессмысленные и бесцельные покупки является еще одним видом психологической зависимости. Приобретаемые вещи часто становятся смыслом замещения внутренней неопределенности и пустоты, но приносят лишь временное облегчение. Объект, завладевший психикой подростка, замещает собой многие занятия, в том числе и жизненно необходимые. Поэтому при деформации поведения подростка и смещения его разносторонних интересов в сторону одной вещи родителям нужно помочь своим детям, при необходимости посетить психолога.

Легко ли быть подростком?


Подростковый возраст является сложным периодом, во время которого происходит глобальная физическая и психическая перестройка организма. Хотя подросток – это уже не ребенок, взрослым пока что назвать его нельзя, и именно поэтому помощь родителей в сложных ситуациях в данный период поможет преодолеть многие проблемы и особенности подросткового возраста.



Список литературы

Абрамова В.Е. Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2001. - 29 с.

Авдуевская (Белинская) Е.П., Баклушинский С.А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Том Ш. Выпуск IУ. - М., 1995. - С. 118-132.

Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.

Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Казань, 2000. - 18 с.

Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. - М., 2000.

Беличева С.А. Влияние стиля классного руководства на межличностные отношения в классе // Советская. педагогика. - 1985. - № 8. - С. 60-63.

Беличева С.А. Сложный мир подростка. - Свердловск: Средне-Уральск. книжное изд-во, 1984. - 129 с.

Дейноу Ш. Как пережить опасный возраст ваших детей? - М.: Мирт, 1995.

Диагностика характера подростков / Под ред. Иванова Н.Я., Личко А.Е. - М., 1994.

Кондратенко В.Т. Девиантное поведение подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. - Минск, 1988.

Кондратьев М.Ю. Социально-ролевая детерминация межличностного восприятия в группах трудновоспитуемых подростков и юношей: Автореф. канд. дисс. - М., 1983. - 24 с.

Республиканская конференция-фестиваль творчества обучающихся

«Эксельсиор»-2007

Секция ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ПОДРОСТКОМ?

МОУ «Урмарская средняя общеобразовательная школа №1

Научный руководитель:

учитель истории и обществознания

МОУ «УСОШ №1 им. »

Чебоксары, 2007

Введение ………………………………………………………………………… ………. 3

1.Границы подросткового возраста…………………………………………………… 4

2.Изменения подросткового возраста …………………………………………………... 4

1) физиологические изменения ……………………………………………………… . 4

2) психологические изменения ……………………………………………………… 5

3) мировоззренческие изменения ………………………………………………………5

4) двойственность поведения……………………………………………………………5

3. «Трудности жизни» …………………………………………………………………….6

4.Жизненные задачи……………………………………………………………………….6

5. «Легко ли быть подростком?»………………………………………………………….6

Заключение…………………………………………………………………………………9

Список литературы………………………………………………………………………. 10

Приложение1. Сравнительные данные опроса.

Приложение2. Сравнительные данные по учащимся школы

Приложение3. Сравнительные данные по педагогам и родителям.

Приложение 4.Презентация «Легко ли быть подростком?»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы.

Сфера обществознания очень обширна и интересна; в ней содержится много не разрешенных вопросов, загадочных и необъяснимых явлений. Почему же меня привлекла именно проблема подросткового возраста?

В 7 классе на уроках обществознания мы изучаем личность подростка, проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться. Я сам подросток и мне интересно, что с нами происходит и почему. Думаю, любопытно будет это и моим сверстникам.

Подростки – народ непонятный и взрослым и детям. Легко ли быть подростком? На этот вопрос по-разному отвечают и сами подростки, и взрослые. Мне захотелось разобраться, почему столь противоречивы точки зрения моих сверстников, родителей и учителей.

Цель исследования : исследовать особенности подросткового возраста, показать сложный и противоречивый характер этого периода, его решающее влияние на развитие человека, его последующую жизнь.

Задачи исследования :

Рассмотреть главные особенности этого периода,

Провести анкетирование самих подростков и старшеклассников, блиц-опрос педагогов школы, родителей учащихся нашего класса, сделать соответствующие выводы, подводящие итог исследования.

Объект исследования: подростки

Предмет исследования (гипотеза): взаимозависимость между особенностями подросткового возраста и отношением подростка к себе, и его отношениями с взрослыми и сверстниками.

Выборка испытуемых :

· учащиеся 12-15 лет (7-9 классы),16-17 лет (10-11 классы),

· учителя школы,

· родители моих одноклассников, учащихся 7-г класса

Метод исследования :

· анонимное анкетирование учащихся,

· блиц-опрос родителей и педагогов.

Обзор литературы. Существует обширная литература по проблемам подросткового возраста. Я в основном использовал доступную популярную литературу.

Большим подспорьем для меня стала книга из цикла «Мир детства: Подросток» под редакцией. В нем рассматриваются многие проблемы подросткового возраста, эта книга помогла мне понять возрастные особенности подростка.

Настольной книгой стал учебник обществознания для 7 класса, . В учебнике рассказывается о мире человеческих отношений, личности подростка, рассказывается о тех проблемах, с которыми приходится сталкиваться подростку.

1.Границы подросткового возраста.

Для начала я решил установить: какой же возраст считается подростковым?

Оказалось, что на этот вопрос нет однозначного ответа. Одни ограничивают его возрастом 12-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков, а у других этот период охватывает 12-17 лет, третьи считают, что этот возраст 11-15 лет. В нашем учебнике обществознания границы подросткового возраста устанавливаются между 10-11 и 15-16 годами.

Физиологические границы возраста - возраст от 10 до 15 лет.

Юридические границы возраста : малолетние – до 14 лет, от 14 до 18 – несовершеннолетние.

Подростковый возраст считают переходным периодом : подросток частично принадлежит к группе детей, а частично – к группе взрослых. В одних случаях к подросткам относятся как к детям, а в других – как к взрослым.

2.Изменения подросткового возраста.

Я узнал, что особенность подросткового возраста состоит в том, что с одной стороны, по уровню характера психического развития это типичная эпоха детства, с другой – человек, стоящий на пороге взрослой жизни.

Подросток меняется постоянно – и внутренне, и внешне, и психологически, и физиологически. Он обнаруживает в себе новую внешность, новые ощущения, новые потребности и возможности.

Мне захотелось подробнее разобраться, какие же изменения происходят в этом возрасте?

1) физиологические изменения.

В этом возрасте происходят кардинальные изменения в организме, начинается процесс полового созревания . Происходит перестройка организма, у девочек она протекает в возрасте 11-13 лет, а у мальчиков – 13-15 лет.

Увеличиваются рост и вес , причем у мальчиков в среднем пик “скачка роста” приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17 лет. У девочек “скачок роста” обычно начинается и кончается на два года раньше.

Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела . Сначала до “взрослых” размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности - удлиняются руки и ноги - и в последнюю очередь – туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7см. в год опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Подростки ощущают себя неуклюжими, неловкими.

В связи с быстрым развитием возникают трудности функционирования сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса . А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и настроения.

К чему приводят эти изменения?

Подросток вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме.

Благодаря бурному росту и перестройки организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического “Я”. Подростки остро переживают все изъяны внешности. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильности черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба - все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу. Психологи говорят, что для многих подростков характерно хроническое состояние неудовлетворенности своим внешним обликом.

2) психологические изменения.

Физиологические особенности развития приводят к нарушениям в деятельности нервной системы подростка. Он становится возбудимым, раздражительным, вспыльчивым.

Психологи считают, что для него характерен подростковый эгоцентризм . Он как бы прикован к себе, занят только собой, все его мысли и чувства вертятся вокруг его “Я”, ему кажется, что окружающие также постоянно обращают взоры на него, оценивая, сравнивая – и наверняка желая унизить и поставить на место. Его эгоцентрическое самосознание порождает особое поведение - чувствительное, несдержанное, воинственное, обидчивое.

Растет интерес к представителям другого пола . Информация сексуального характера становится значимой, важной.

Другая особенность подростка – личностная нестабильность . Подросток - натура противоречивая: в одном случае он защищает, помогает, проявляет внимание, а в другом – эгоистичен, обижает, не замечает необходимости проявить заботу и т. п. Противоположные черты, стремления сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения. С одной стороны, он с энтузиазмом включается в жизнь общества, а с другой - он стремиться к одиночеству. Он колеблется между подчинением избранному им лидеру и бунтом против любой и всяческой власти. Иногда он трудится с энтузиазмом, проявляет бурную активность, а иногда, медлителен и апатичен.

В этом возрасте появляется уверенность в себе, желание самостоятельности и признания. Стремление к самостоятельности проявляется во всем: в учении, в выборе друзей, распределении времени, в деятельности. Подросток хочет сам принимать важные решения, начинает активно отстаивать свои взгляды, мысли, суждения.

3) мировоззренческие изменения.

Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникают и чувство взрослости – отношение подростка к себе, как взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Он претендует на равноправие в отношениях с взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою позицию. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их, даже не смотря на неодобрение окружающих.

В это время происходит формирование самосознания, самооценки, возникает потребность в самовоспитании, интерес к своему внутреннему миру. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, каков он есть на самом деле, и представляет себе, каким бы он хотел быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится как в зеркало.

У подростков в этот период формируются убеждения , они начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир, появляется параллельная система ценностей и взглядов на мир.

Ученые считают, что становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связно с интеллектуальным развитием. Подросток приобретает взрослую логику мышления.

4) двойственность поведения.

Подросток частично принадлежит к группе детей, а частично – к группе взрослых. Отсюда и двойственность его поведения. Некоторые детские формы поведения - уже неприемлемы. В то же время взрослые формы - ещё не разрешены или разрешены, но не знакомы ему. Он стремится поскорее стать взрослым, но решать сложные и ответственные задачи, которые по плечу взрослым, он ещё не умеет.

Взрослые и дети представляют две разные группы и имеют разные обязанности, права и привилегии. Чувство взрослости у подростка определяет его переориентацию с детских норм и ценностей, моделей поведения на взрослые.

Требования к подростку предъявляются как к взрослому (ты уже большой!), а претензии на новые права воспринимаются отрицательно (мал еще рассуждать, хотеть, желать…), т. е. подросток продолжает оставаться неравноправным по сравнению с взрослыми. Это приводит к проявлению конфликтного поведения, недисциплинированности.

Подросток чувствует себя более взрослым и самостоятельным и требует признания этого. Он обижается и негодует, когда с ним обращаются, как с «маленьким», опекают, контролируют, требуют, навязывают свои мнения, вкусы, не считаются с его желаниями.

2. «Трудности жизни».

А сколько неразрешимых проблем накапливается в повседневной жизни подростка! Кто-то не захотел сесть рядом с ним за партой. Его не пригласили на коллективное мероприятие, которое проводилось его школьными друзьями. Над ним посмеялись знакомые ребята. Утром, проснувшись, он обнаружил у себя на лице новые прыщи. Родители требуют, чтобы «был взрослым» и одновременно, чтобы «прекратил изображать из себя умника». Взрослые относятся не как к маленькому ребенку, но и не как взрослому, а как к чему-то посередке.

3.Жизненные задачи.

Взрослея, подростку приходится решать массу непростых задач. Их так и зовут – жизненные задачи. Их выявил американский психолог Роберт Хэвигхерст. В своей книге «Задачи развития и образования» он выделил задачи развития юности, которые посчитал обязательными.

1.Принятие свое внешности и умение эффективно владеть телом.

2.Формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола.

3.Принятие мужской или женской роли.

4.Достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых.

5. Подготовка к трудовой деятельности, которая могла бы обеспечить экономическую независимость.

6. Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни.

7. Появление желания нести ответственность за себя и общество.

8.Обретение системы ценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни.

От решения этих задач никуда не уйти. Чуть запоздал, отложил напоследок, как это мы привыкли делать, пиши пропало. Не выполнил 8 задач, считай, что не успел на поезд под названием «Взрослая жизнь». Какой же ты взрослый, если не умеешь устанавливать со сверстниками серьёзных отношений, если повзрослевшие друзья держат тебя за малолетнего? Все задачи жизни надо решать в своё время. Таково неписаное правило общественной жизни.

4. «Легко ли быть подростком?»

Рассмотрев теоретические вопросы, касающиеся подросткового возраста, я решил провести в школе исследование по интересующей меня проблеме. Для начала я решил узнать мнение самих подростков, провел среди учащихся 12-15 лет (7-9 классы) анкетирование «Легко ли быть подростком? Почему?». Потом мне захотелось выяснить, что думают по этому поводу старшеклассники (10-11 классы), и провел и среди них это же анкетирование. Позже провел аналогичный блиц-опрос педагогов школы, родителей учащихся нашего класса.

Всего было опрошено :

1. Учащихся: 427,

2. Родителей: 22,

3. Учителей: 50.

Получены данные:

«Нет, не легко» считают 76% учителей,

57,8 % учащихся 7-9 классов,

53,8% учащихся 10-11 классов,

31,8% родителей,

45,45% мальчиков,

58,14 % девочек.

«Да, легко» считают 24 % учителей,

68,2% родителей,

31,7% учащихся 7-9 классов,

25,2% учащихся 10-11 классов,

40,11% мальчиков,

19,67% девочек.

«Да и нет» считают 16,5% учащихся 7-9 классов,

21% учащихся 10-11 классов,

14,44% мальчиков,

22,19%девочек.

Обоснования точек зрения .

«Да».

Девочки 7-9 классы.

Нет проблем, есть время погулять.

Обеспечивают родители.

Мало ответственности.

Родители думают, что мы ещё маленькие.

Хочу быть взрослой, самостоятельной, красивой.

Мальчики 7-9 классы.

Нет проблем, забот.

Чувствуешь себя взрослее.

Вся жизнь ещё впереди.

Много возможностей.

Мало ответственности.

Девушки 10-11 классов .

Серьёзные проблемы помогают решать родители.

Не нужно беспокоиться за бытовые проблемы.

Взрослым тяжелее, чем нам.

Юноши 10-11 классов.

Меньше ответственности перед законом.

Становишься самостоятельным.

У подростков всего одна забота – учиться.

Есть все условия жить и учиться – заботятся родители.

Учителя

Все за подростка решают взрослые.

Мне было легко.

Самая хорошая школьная пора.

Родители

Нет взрослых проблем.

Подросток хорошо обеспечен.

Только одна цель – учеба.

«Нет».

Девочки 7-9 классы

Большая ответственность.

Ссоры с друзьями, родителями.

Чем старше, тем труднее.

Возлагается больше обязанностей.

Меняется характер, недовольство внешностью.

Трудно найти друга.

Часто бывают депрессии.

Мальчики 7-9 классы

Становишься более ответственным.

Множество противоречий.

Не понимают родители.

Девочкам сложнее.

Нужно сделать выбор своей дальнейшей деятельности.

Частое непонимание со стороны взрослых.

Девушки 10-11 классов .

Возникают проблемы, которые приходится решать самостоятельно.

Множество проблем.

Подросток стоит перед выбором, что можно, что нельзя.

Формируется характер, нужно поставить себя в обществе.

Приходится принимать важные решения.

Юноши 10-11 классов.

Частое непонимание и ссоры с родителями.

Все зависит от тебя.

Много запретов и ограничений.

Подросток непременно хочет выразить своё мнение.

В этом возрасте всё хочется попробовать.

Многое стало раздражать.

Учителя

Много проблем, соблазнов.

Не совпадает «хочу» с взрослым «надо».

Сталкивается с взрослыми проблемами.

Происходят физиологические изменения.

Не может быть самим собой, давит окружение.

Зависит от круга общения.

Родители

Не уверен в себе.

Считает себя взрослым, но это ещё не так.

Ожидания подростка ещё не оправдываются, возникают конфликты.

Возникновение новых проблем.

Переход из одного возраста в другой.

Выводы.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1) подростковый возраст является важным этапом в развитии личности, это время перехода от детства к взрослости,

2) изменения, которые происходят в это время, влияют на его мировоззрение, поведение, отношение к самому себе, другим людям, к жизни,

3) оттого, как подростки решают свои проблемы, как у них складываются отношения со сверстниками, родителями, педагогами, зависит их оценка проблемы «Легко ли быть подростком?»,

4) подростком быть не легко, так считают 76% учителей, 57% учащихся 7-9 классов, 53% учащихся 10-11 классов, 34% родителей. Учителя непосредственно работают с подростками, поэтому знают, как им трудно. Учащиеся старших классов, хотя и не далеко ушли от подросткового возраста, помнят своё прежнее состояние. Подростки сами испытывают эти трудности. Родители, у которых проблемы со своими детьми, тоже считают этот возраст трудным.

Заключение.

Подростковый возраст называют переходным от детства к взрослой жизни. В этом возрасте меняется внешний облик и поведение человека. Ему приходится пересматривать своё отношение, принимать самостоятельно решения, вырабатывать мировоззрение, идеалы. Подросток не всегда хорошо понимает, что с ним происходит. Настроение часто меняется, обиды переживаются тяжелее, замечания родителей и учителей раздражают.

Перемены эти характеризуются следующими моментами:

Повышенным вниманием к себе, переживаниями за физическое развитие, резкой сменой настроения, возникновением конфликтов с родителями, учителями, сверстниками, друзьями, появлением желания казаться старше своих лет,

5. стремлением выделиться среди сверстников.

Поэтому подростком быть не легко. Ему надо приспособиться к новым условиям, принять себя и добиться, чтобы другие приняли и оценили - как взрослого, как личность. В детстве его поведение контролировали родители, а взрослая жизнь требует принятия собственных решений. И оттого, как подростки решают свои проблемы, как у них складываются отношения со сверстниками, родителями, педагогами, зависит их оценка проблемы «Легко ли быть подростком?».

Это подтверждают и итоги исследования, проведенные в школе. Так считают 76% учителей, 57% учащихся 7-9 классов, 53% учащихся 10-11 классов, 34% родителей. Учителя непосредственно работают с подростками, поэтому знают, как им трудно. Учащиеся старших классов, хотя и не далеко ушли от подросткового возраста, помнят своё прежнее состояние. Подростки сами испытывают эти трудности. Родители, у которых проблемы со своими детьми, тоже считают этот возраст трудным.

Таким образом, подводя итог работы нужно отметить важность подросткового возраста для всего развития личности. Я считаю, что мне необходимо продолжить исследование данной проблемы, потому что важно применение этих знаний в реальной жизни, как для меня, так и для моих сверстников. Данные результатов этого исследования можно использовать на уроках обществознания, на родительских собраниях и педагогических советах. Несмотря на значительные научные достижения, наличие огромной литературы по подростковой проблеме, сами подростки и их родители плохо осведомлены в этой области, что приводит к значительным трудностям и болезненности в протекании этого периода.

Список литературы .

1.Мир детства: Подросток / Под ред. . – 2-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1989.

2., Певцова: Учебник для 7 класса. – 2-е изд. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2003.

3., Буров -подростку. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина. – 1991.

Следует знать вот что - подростков, которые творят подчас совершенно дикие вещи, вроде 15 человек на одни "Жигули", заставляет делать все это не только желание примкнуть к комфортной социальной группе, но и их беспощадный мозг, а точнее - некоторые биохимические процессы, происходящие именно в этом возрасте. Неадекватная оценка опасности, агрессивное поведение по отношению к взрослым и к себе и т.п. присуще именно подросткам в следствие неокончательно развившихся лобных долей мозга. И это никакая не патология, просто естественное течение вещей.
Таким образом, в этом возрасте интеллекта может вполне доставать, а умения контролировать себя - нет. И как раз на этот жизненный этап приходится целая гора сложных явлений: взаимодействие с противоположным полом, с родителями, осознание себя в мире взрослых, мысли о будущем и о своем месте в этом будущем. Короче, настоящая война.
И, наверное, ответить именно так мне захотелось для того, чтобы какие-нибудь настоящие или будущие родители не отстранялись от своих детей, в какой-то момент из ласковых и вежливых котят превратившихся в угловатых, хамоватых и непонятных людей, которые почему-то закрываются у себя в комнате. Именно сейчас им дико нужно принятие и искренний интерес к тому, что с ними происходит. Потому что нет, подростком быть совсем нелегко.

Нет. Ужасно нелегко - дьявол возьми этот юношеский максимализм! Из крайность в крайность бросает, точно из жара в холод и обратно. Порой у меня создается впечатление что вся подростковая реальность - это зеркальная комната, где я кривляюсь изо всех сил, с собой воюю, сама себя пугаю, сама себя смешу, сама себя обнимаю, себя люблю… Это пройдет, верю и знаю, но довольно непросто жить, учиться трезво воспринимать мир и действительность, когда сегодня я пассивный мешок, полный неуверенности, страха перед будущим, развалившийся на диване, а завтра - индивид, стремящийся к действиям, событиям, успехам, достижениям с раскрытым нараспашку сердцем. Подросток - сочетание несочетаемого: отчаянной мимолетной глупости и долгим, грызущим осознанием последствий этих глупостей, таким же мимолетным чувством любви, нежности к миру, к окружающим и поглощающей с головой ненавистью, слезами, которые душат и кричат "никто меня из вас не понимает..." Но именно в подростковом возрасте мы можем стать теми, кем хотим прожить всю оставшуюся жизнь. Так что... будучи подростком, нужно в первую очередь стать умелым керамиком, который из собственной сущности, подобной глине, будет лепить то, что он захочет увидеть в будущем, что будет радовать его глаз, греть душу... личность.

Дать четкий и конкретный ответ на этот вопрос очень сложно, так как есть очень много индивидуальных факторов, благодаря/вопреки которым каждый переносит этот период по разному. Вспоминая свой личный опыт,я могу с уверенностью заявить, что нет, было не сложно, напротив, было очень динамично, весело и интересно. С другой же стороны, у меня есть достаточно много знакомых, для кого этот период жизни выдался безумно тяжелым, сопровождался периодическими депрессиями и разочарованиями (которые, как я считаю важно заметить, были у всех, разница лишь в кол-ве, и том, как Вы к ним отнеслись), и они вспоминают те времена как упущенные возможности, и чувствуют дискомфорт, когда собравшись в компании старых друзей/товарищей/знакомых люди с улыбками и/или смущением вспоминают свой буйный подростковый период, первый алкоголь/тусовку/секс, ведь у них таких ярких событий в то время не происходило, а на их месте находятся мрачные воспоминания о одиночестве или других, весьма неприятных аспектах их прошлого.

Моё мнение таково, что легко, и сейчас я попытаюсь доказать вам это.

Итак, во-первых, по рассказам моих родителей, которые в моём возрасте жили в деревне, им приходилось делать много работы по хозяйству. И случалось, что свободного времени вообще не было на то, чтобы погулять, побездельничать и развлечься. Во-вторых, в семидесятые и восьмидесятые не у всех была такая техника, как телевизор, компьютер, планшет и мобильный телефон, а интернет вообще изобрели только в 1983 году. Поэтому приходилось искать способы занять хоть и небольшое, но свободное время. В основном это было чтение книг, прогулки с друзьями. Но у каждого было своё личное дело, которое сейчас можно назвать хобби.

К слову, мой отец очень много рассказывал мне о том, как паял радиоэлементы. Например, о том, что рядом с его станицей был аэродром, а они, сделав свои приёмники, постоянно создавали помехи военным, которым приходилось штрафовать семьи мальчишек, когда приезжали и находили эти приёмники. В одной из таких историй сосед папы, чтобы отвести от себя подозрения, бросил приёмник в борщ, который варила его мама!

Была сложность с тем, чтобы выполнить домашнее задание, нужно было ходить по библиотекам и искать нужную литературу. Сейчас же зашёл в поисковик, вбил запрос, один раз кликнул и скачал нужное сочинение или доклад. Жизнь в 21 веке стала намного более разнообразной и простой. Появились разные гаджеты, которые упрощают жизнь современной молодёжи.

Подводя итог, можно сказать, что доступность информации и технологий сделала жизнь легче, но отнюдь не лучше, потому что люди пресытились всем и всё меньше и меньше людей читают, гуляют и развиваются в любимом деле. Возможно, мне бы даже хотелось пожить раньше, чтобы прочувствовать весь дух Советского Союза и вообще другого времени. А, пока не придумали машину времени, я могу судить об этом лишь с рассказов родителей и истории.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Легко ли быть подростком 21 века?» читают:

Поделиться:

Трудно, в первую очередь, потому, что подростковый возраст — это возраст полнейшей неопределённости во всех сферах жизни. Подросток — уже не ребёнок, но ещё и не взрослый, и эта неопределённость его статуса в обществе и в глазах родителей навлекает на него множество противоречащих друг другу требований и ожиданий.

Если вы хотите помочь вашему подростку благополучно пережить это сложное время, попробуйте его понять, а для этого почувствуйте себя ненадолго подростком.

Представьте себе, что вам лет 13-15. Ваше тело меняется с такой скоростью, что порой, глядя в зеркало, вы не узнаёте себя. И эти изменения для вас очень важны: вы с придирчивым вниманием разглядываете своё лицо и фигуру, замечая каждый прыщик, неприятно удивляясь длине своего носа и огорчаясь, что бицепсы и трицепсы, которые вы так усиленно накачиваете, чтобы над вами не смеялись из-за чрезмерной худобы, никак не растут. Кроме того, вы постоянно слышите от родителей и учителей: "Не сутулься!", "Не ешь конфет, ты и так слишком толстая!", "Посмотри, какие у тебя круги под глазами!", "У тебя некрасивая походка, поднимай ноги!" Сверстники иногда отвешивают в ваш адрес ещё более "лестные" замечания.

Вы считаете себя уже вполне взрослым человеком, принимающим собственные решения и обладающим собственным уникальным мнением, но почему-то родители отказываются считаться с этим фактом: мама ругает вас при одноклассниках за то, что вы сняли шапку на морозе, и вам от этого нестерпимо стыдно; папа выгоняет вас из-за компьютера, потому что пора спать, как раз в тот момент, когда девушка с симпатичной фотографией на сайте знакомств задала вам вопрос о смысле жизни; бабушка корит вас за двойку, полученную из-за принципиального разногласия с учительницей литературы по поводу значения образа Татьяны Лариной в русской литературе. Вам хочется признания, вы выражаете себя, вы готовы пробовать новое, вам всё интересно, у вас есть свои принципы, ценности и идеалы, вы хотите изменить мир. Вам хочется завоевать доверие тех, кого вы уважаете, а именно — Петю Иванова, который очень смелый и занимается паркуром, за что его пару раз отводили в милицию, Машу Петрову, которая знает всё про аниме, отлично рисует и ходит на встречи анимешников, и Васю Сидорова, просто потому, что он очень симпатичный. Но родителям ваши друзья почему-то не нравятся, и они даже могут запретить вам приводить их в гости. Тогда, конечно, вам не останется ничего другого, как встречаться с ними на улице вечерами. Иногда вы возвращаетесь домой после "комендантского часа", и тогда родители снова кричат на вас — это обидно, и в следующий раз вы вернётесь домой ещё позже, потому что не хочется снова слушать их "истерики".

К тому же, ваше настроение и без того постоянно меняется, казалось бы, без особой причины: час назад вы смеялись с друзьями, и жизнь казалась вам прекрасной, а сейчас как будто весь мир против вас.

Как помочь подростку пережить этот "трудный возраст", сделать его жизнь чуть проще, не оставить на всю жизнь глубоких душевных ран и сохранить близкие отношения?

Подросток считает себя взрослым и хочет быть таковым — это очень позитивное стремление, и его стоит поддержать. Для того, чтобы повзрослеть, человеку необходимо научиться справляться с ответственностью за себя и последствиями своих действий, поэтому освободите ребёнка от вашей чрезмерной опеки и дайте ему столько ответственности, сколько он в состоянии взять на себя. Многие родители не могут видеть, как их чадо совершает ошибки, поэтому стремятся всё решать за него, что приводит к инфантильности и полной беспомощности во взрослой жизни, где каждый день нужно принимать решения и самостоятельно за них отвечать. Подросток нуждается в вашем признании, понимании и доверии: дайте ему возможность ошибаться и самому исправлять свои ошибки.

В подростковом возрасте складывается личность человека, и сила, уникальность и красота этой личности во многом зависит от тех условий, в которых ребёнок воспитывается. Дайте подростку возможность выражать себя всеми теми способами, которыми он захочет, позвольте ему искать себя, уважайте его мысли, чувства и мнения. У подростков формируется собственная система ценностей и собственная жизненная позиция. Даже если она сильно отличается от Вашей, примите её право на существование, это даст возможность Вашему подростку научиться думать самостоятельно и вырасти независимым человеком. К тому же, такая позиция способствует укреплению ваших с ним отношений.

Часто родители жалуются на дисциплину подростков: был спокойный послушный ребёнок, а стал — эгоистичным, неуправляемым, раздражительным, категоричным. Отрицание правил и норм — характерное для подростков поведение, наберитесь терпения — со временем это пройдёт. Не следует требовать от подростка идеального послушания: он пытается установить для себя свои собственные правила и нормы и следовать им. К тому же не забывайте, что на поведение и настроение вашего подростка сильное влияние оказывают гормоны, которые вырабатываются в больших количествах в связи с перестройкой организма. Отнеситесь к этому с пониманием.

Многие родители сильно переживают и испытывают чувство ревности и острой обиды, когда вдруг оказывается, что для их ребёнка важнее и ближе друзья, чем семья. Это происходит не потому, что подросток разлюбил вас, а просто потому, что на данном этапе развития основной задачей подростка является выстраивание межличностных взаимоотношений со сверстниками. Ваш ребёнок учится дружить, общаться и через это также утверждает себя, пробует свои силы. Не вините подростка в том, что он не рассказывает чего-то вам: теперь у него должно быть своё внутриличностное пространство, которое он бережёт и охраняет. Однако, близкое общение со сверстниками не отменяет потребности ребёнка в вашей поддержке, одобрении и понимании. Одним словом, лучшее, что вы можете сделать для вашего ребёнка-подростка — это поддерживать его стремления и толерантно относиться к его внутреннему миру.

Как помочь ребёнку, если в семье всё в порядке, но подросток испытывает сложности в отношениях со сверстниками? Часто такое происходит либо из-за отсутствия навыков общения, либо из-за заниженной самооценки. Иногда подросток не умеет устанавливать контакт с другими детьми, не знает, о чём с ними разговаривать, чем их заинтересовать или как завязать разговор или игру. Это более характерно для тех подростков, у которых было мало опыта общения с другими детьми, например, по причине частых болезней. У некоторых подростков возникают сложности в поддержании отношений и установлении глубоких дружеских привязанностей. Получить опыт общения, сформировать навыки взаимодействия с другими людьми, почувствовать уверенность в общении и самоценность помогут групповые или индивидуальные занятия с психологом.