Кукла-мотанка. Что это такое и как сделать своими руками. Простая куколка - мотанка на забаву детворе Мотанка описание

Надежда Халимуллина

Какие только куклы можно сделать своими руками : и обрядовые и берегини, и игровые! Я хочу показать, как мы делали игровую куклу-мотанку . Такие куклы родители вместе с детьми делали в нашем семейном клубе «Чудеса творим руками» в детском саду, а также с коллегами на мастер -классе на районном методическом объединении.



Для её изготовления нам понадобится :

Простой карандаш;

Ножницы;

Шаблоны-круги диаметром 35см, 25см, 17см;

Разноцветная цветная ткань для платья, лучше с мелким рисунком;

Белая полоса ткани 30см на 12см;

Синтепон или вата (небольшой кусок) ;

6 резинок (вместо резинок можно просто обматывать нитками, не завязывая) .


1. Обводим по шаблону круги на цветной ткани и вырезаем их.

2. Для платочка вырезаем треугольник (концы для завязывания должны быть длинными) ;

3. Из белой ткани вырезаем полосу 30см длиной и 12см шириной - это будет лицо и руки.


4. На самый большой цветной круг кладём посередине синтепон или вату - это будет голова.


5. Обматываем резинкой.


6. Кругом из ткани другого цвета обхватываем первый слой платья и также обматываем резинкой.


7. Третий круг цветной ткани так же делаем поверх первых двух слоёв и обматываем резинкой.


8. У белой полосы загибаем края вовнутрь.


9. Натягиваем на головку полоску белой ткани и опять закрепляем резинкой.


10. Обматываем ручки на концах – если сильно длинные – отрезаем лишнее.


11. Сверху повязываем платочек-косынку.


Лицо кукле не рисуем : это развивает воображение детей.

Вот наша кукла-мотанка и готова ! Пусть Ваши дети, как и наши, тоже играют с удовольствием!

Мотанка - символ праматери природы, Богородицы и плодородия, поэтому не удивительно, что куклы всегда женского пола. Традиционно изготовление мотанки - женская работа и почетная обязанность. Секреты изготовления куклы передавались от матери к дочери.

Есть три типа мотанок : младенец, невеста и берегиня.

Мотанка-младенц делалась при рождении ребенка, такая кукла выглядит как ребенок в пеленках. Она кладется в колыбельку к малышу и защищает от сглазов, охраняет сон, бережет здоровье. Если ребенок болел, делали другую куклу и давали малышу поиграть, считалась, что такая кукла забирает на себя всю хворь, и когда он выздоравливал, куклу сжигали.

Куклу-невесту делали для невесты, она была важной частью посага, наравне с рушниками и сорочками. Такой кукле шили наряд невесты и надевали много украшений, девушка должна была играть этой куклой до рождения первенца. Считалось, что чем больше она играет - тем здоровее и сильнее будет потомство, ведь кукла олицетворяла Прародительницу, и считалось, что в игре она передает молодой жене опыт предков.

Оберегом для дома и семьи была кукла-берегиня . В голову которой прятали монетку, зерно и шерсть овцы для достатка и семейного уюта. Для гармонии в доме мотанке-берегине на лицо обязательно наматывали крест. Сначала нитки наматывали вертикально и только потом горизонтально. Крест в круге - символ гармонии души (вертикаль) и тела (горизонталь), единения женского начала с мужским, древний солярный знак, несущий солнечную, положительную энергетику. Такую куклу ставили или вешали в углу, со стороны восхода солнца.

Предки считали, что через человеческие черты лица в куклу могут , а они бывают как добрыми, так и злыми, кроме того, рисуя лицо, мастерица подсознательно придает кукле черты знакомого человека и тем самым подвергает его опасности. Подчеркивая неодушевленность мотанки, ее делают безликой, а значит, - безопасной для людей.

Кроме трех основных видов кукол-мотанок делали куклы и на желания, которых задабривали украшениями. Также изготавливались мотанки в помощь путнику, для крепкой семьи, и для рождения детей. К переднику мотанки, которая помогала забеременеть, привязывали кукол-младенцев, «деток» в таком количестве, в котором хотели иметь (один, двое, трое, четверо). С такой куклой женщина спала до наступления беременности.

Мотанки делали из лоскутков ткани одежды родителей, бабушек и дедушек, поэтому неудивительно, что кукла, сделанная своими руками из одежды родных людей, заговоренная на добро и удачу оберегает и несет безграничную положительную энергетику. Именно поэтому традиция изготовления кукол-мотанок дожила до наших дней и приобретает все большую популярность.

Украинская кукла-мотанка - уникальное явление, которое оставили нам в подарок наши предки. Кукла-мотанка универсальна: она изготавливается по одним и тем же принципам будь то для гармонизации отношений в семье, для исцеления или оберега. Но самым загадочным является наличие креста на лице. Какую же тайну скрывает в себе эта берегиня?

САКРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Украинская кукла-мотанка содержит множество сакральных космогонических значений, которые были сформированы еще в трипольскую эпоху. Поэтому многие исследователи (А.Найден, Л.Тимошенко и др.) считают, что истоки куклы-мотанки - в трипольской культуре. Так, в основе своей головы она имеет скрученную сваргу, которая является основным мотивом на трипольских глиняных изделиях. Сварга символизирует движение и развитие Вселенной. Само слово «развитие» содержит образ витка: в процессе развития чего-либо как бы распространяются витки. Действительно, процесс сматывания куклы напоминает спиралевидное движение Вселенной, будто закручиваются энергетические вихри. Кроме того, скручивание, завивание передает образ слоистого устройства тонких тел человека, как отмечает Зинаида Зимина в книге «Текстильные обрядовые куклы». Вообще завивание - это ритуальное действие, которое соотносится с зарождением, ростом, преумножением, связано с сотворением мира («вихрь», «повитуха», «сповивати», «верч» - свадебный хлеб и мн.др.).

На древнее происхождение куклы-мотанки указывает также то, что она имеет крест вместо прорисованных черт лица. Известно, что глаза являются «зеркалом души». Глаза на сакральной кукле не изображались, чтобы не произошло отождествление с каким-либо живым существом. Люди верили, что в глаза может влететь душа. Крест на лице сакральной куклы как бы свидетельствует о пребывании её за пределами пространства и времени, поэтому она является архетипом, образом Великой Богини, проводником её силы. Это и делает её сакральной. Обозначенные же черты лица как бы навязывают определенный образ, развеивают дымку тайны, непознанного, загоняют в рамки и этим десакрализируют куклу, то есть делают её обыденной игрушкой. Ведь за крестоподобным личиком можно нафантазировать какой угодно образ в соответствии со своим внутренним миром. Готовый образ может не соответствовать энергетике человека, для которого создается кукла-мотанка, в следствие чего человек может не воспринять куклу как отражение своего внутреннего мира, и тогда кукла не станет оберегом, а будет восприниматься как независимое существо, живущее отдельно от хозяина. А суть куклы-мотанки - в непрерывном энергообмене со своим хозяином.

Кроме того, крест в круге - это знак Даждьбога, то есть символ, который несет в себе солнечную энергетику. А наши предки называли себя «внуками Даждьбожьими». Крест также является символом гармонизации духовного (вертикальная линия) и телесного (горизонтальная линия), аналогично небесного и земного, мужского и женского начал.

СЕКРЕТЫ ВОЛШЕБСТВА КУКЛЫ-МОТАНКИ

В названии куклы-мотанки кроется её суть: эту куклу не вяжут и не шьют, её только мотают. Использовать нужно исключительно натуральные материалы. Замечательно, если ткань будет ручной работы. В куклу могут вплетаться сухие травы, цветы, использоваться кочаны кукурузы, вкладываться зерна.

Этот оберег делают практически без узлов, поскольку наши пращуры боялись «завязать долю». Прикасаться к кукле колющими предметами (иголками, ножницами) нельзя, можно её обидеть, ведь кукла - одухотворенное своим создателем существо. Ткань и нитки для кукол желательно рвать руками, но можно и резать, главное, чтобы не прикасаться к самой кукле ножницами. Очень хорошо создавать куклу из кусочков старой одежды, которая принадлежит родным любимым людям, например, бабушкам и дедушкам, ведь она пропитана их энергией, и кукла будет излучать её, передавая потомкам. Но обязательно нужно проследить, была ли эта одежда «счастливой». Нельзя использовать ту одежду, которую носили во время сложных жизненных ситуаций, во время болезни, в стрессовых состояниях.

Создание куклы-мотанки - это действо нового рождения. Каждая кукла - это живое существо, она несет определенные энергии. Подобно человеку она рождается только после того, как узнает свое предназначение, задание в этом мире. Кукла - это медитативный предмет. Мотая её, женщина находится как бы между мирами: ощущая связь с Навью - предками, очищая прошлое, утверждая силой своей веры Явь - настоящее, «проявляя» нужные образы и таким образом формируя счастливое будущее, праведные мысли - Правь. Мотая куклу, женщина мотает свою судьбу. Поэтому самый важный этап в изготовлении куклы-мотанки - формирование идеи, замысла, образа. А уже под идею подбирается материал и появляется имя куклы, то есть замысел реализовывается. Мастерица должна решить: с какой целью она будет делать куклу, в чем она будет помогать её обладателю, какие сокровенные желания реализовывать. Например, помириться с кем-то, если поссорились, тогда в куклу закладываются образы прощения, или решить семейные проблемы, тогда вкладываются соответствующие этому замыслу образы и пр.

Эти образы вкладываются тогда, когда скручивается валик для головы куклы, который напоминает трипольскую спираль. Ведь именно в голове зарождаются мыслеобразы, таким образом, голова куклы является главным носителем энергии замысла её создателя. Когда мы этот валик покрываем тканью для лица, благословляем это существо. Мотая крест на лице куклы, можно закладывать определенное символическое число. Куклу мотают только в благостном настроении, с молитвами, можно наполнять её энергией Живы, заговаривать, то есть находиться в священном молитвенном стане. Нитку мотаем по Солнцу (посолонь), направляя энергию в русло роста и развития. Мотая куклу, мы закручиваем энергию, мотаем долю. Чем больше закручиваем нитку, тем кукла становится энергетичнее. Это ответственная духовная работа. Таким образом, кукла сохраняет энергетику, информацию своего создателя. Она всегда отображает внутренний мир мастерицы, что проявляется в «характере» куклы: облике, цветовой гамме, фасоне одежды, размере и пр.

Большое значение имеет день, когда сматывается кукла. В пятницу - день Мокоши и воскресенье - день Рода, всех Богов - не следует делать куклу. Так, народный мастер Валентина Бердник-Сокоринская при изготовлении куклы-мотанки всегда придерживается значения праздников и фаз луны. Например, на плодородие, богатство кукла делается на фазе возрастания луны, на семейное счастье и успешные дела - когда луна полная, а на фазе убывания делаются куклы на отворот от проблем и болезней.

Условно работу над куклой-мотанкой можно разделить на два этапа: создание тела куклы и создание наряда. Когда мотается тело куклы, узелки не завязываются. Один узелок завязывается в самом конце, когда тельце куклы пеленается, в месте пупа, что символизирует рождение, перевязывание пуповины, и в этот момент закрепляется сила намерения мастерицы. Считается, что завязывая узелок, нужно загадывать желание. Допускаются узелки при изготовлении рук (закрепление по краям валика для рук), это можно объяснить тем, что руки изготавливаются отдельно, а потом приматываются к телу куклы. Но куклы-мотанки могут и не иметь рук.

Начатую куклу нужно обязательно закончить во избежание несчастий.

Наряд для куклы, пока он не примотан, можно вышить, подшить к нему кружево, украшения. Также и головной убор можно пошить отдельно. Элементы одежды куклы тоже имеют обереговое символическое значение. Юбка символизирует землю, вышитая волнистая линия на фартуке указывает на связь с водой, сорочка - триединство мира, головной убор (лента, платок, очипок) - связь с небом.

Сакральная кукла-мотанка - берегиня, один из членов семьи, помощница в жизни. Её можно разместить на покутье, возле входной двери, над детской кроваткой, перед столом. Любовь и свет души, вложенный в неё, сотворят счастливую судьбу семьи, рода и сквозь пространство и время передадут её потомкам.

ПУТЬ К СЕБЕ САМОЙ

В русской народной сказке «Василиса Прекрасная» сохранился образ сакральной куклы-помощницы. Углубившись в тайны этой сказки, мы можем многое прояснить в природе женской души.

К.П.Эстес в книге «Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях» пишет, что старинная сказка о Василисе - это история об инициации женщины, развитии женской души. Психолог Разида Ткач в книге «Самораскрытие женщины с помощью волшебной сказки «Василиса Прекрасная» описывает, как можно с помощью этой сказки проработать какие-то психологические проблемы, связанные с некачественным проживанием определенных возрастных этапов. Таким образом, главной целью героини является обретение глубинной мудрости женщины, без которой невозможно построить счастливую жизнь.

Чтобы обрести внутреннюю женскую силу, душа должна выполнить определенные задания. И самая первая задача - «позволить слишком доброй матери умереть». Сказка начинается с того, что мать Василисы умирает, но перед смертью вместе со своим благословением дарит дочери куколку и наказывает беречь её всегда при себе, а если приключится какое горе, дать ей поесть и спросить у неё совета. Через куколку мать передает дочери женскую интуицию, родовую силу, которая и помогает девушке пройти через все испытания. По мнению К.П.Эстес, куколка выражает внутренний женский дух, голос внутреннего разума, внутреннее знание и сознание. Она - символическая копия изначальной «самости», души, интуиции. Держать куколку при себе - значит получать материнскую помощь, советы. Кормить куколку - поддерживать эмоциональную чувственную связь с матерью, своим родом, со своей интуицией. Сохань И.В. считает, что наказ матери кормить куколку означает «необходимость внутренней работы, чтобы не забыть себя и не отстраниться в разнообразии житейских забот от своей сути и предназначения, и еще - способность покормить, ущемив при этом себя, указывает на способность пожертвовать чем-то единомоментным ради чего-то более важного и по-настоящему насущного».

Если воспринимать сказку поверхностно, то становится очень жалко Василису, которой отныне не видать материнской ласки. Но, чтобы уяснить тайный смысл этой сказки, нужно понять, что все её элементы изображают качества одной-единственной женской души. То есть на уровне образов, архетипов смерть доброй и ласковой матери означает прощание с детством души, отказ от чрезмерной материнской опеки. Чтобы пройти посвящение (инициацию) в настоящую женщину, героиня должна взять на себя ответственность за самостоятельную жизнь, развивать осознанность своих действий. Именно это и символизирует смерть матери в так называемых женских сказках.

Далее в мир Василисы входит отвратительная семья мачехи, превращая её жизнь в ад. Мачеха и её дочери олицетворяют «тень» - «темные» аспекты души, которые эго загоняет в глубь подсознания. Это те непринятые части души, которые и создают проблемы героине. На этом этапе инициации женщину изводят мелочные придирки собственной души: «Ты недостойна лучшего. Ты глупа и бездарна. Тебе позволено от сих до сих и не больше». Таким образом, следующая задача героини: принять темные стороны своей души, стать целостной, уравновесить белобу и чернобу, а значит стать собой. Конфликт между слишком хорошей, доброй, уступчивой натурой и слишком требовательной, агрессивной обостряется. Мачеха и сестры хотят извести расцветающую душу, потому гасят огонь в доме, без которого невозможна жизнь. Погашенный огонь символизирует смерть для старого образа жизни. Символическая смерть - это первый этап в структуре посвящения.

Теперь перед Василисой стоит задача раздобыть огонь. Через темный лес к избе Бабы Яги ведет Василису куколка-интуиция, то есть героиня должна довериться своей инстинктивной природе.

Баба Яга - это самая суть инстинктивной, целостной души. Это прообраз Мокоши - мудрой и справедливой Богини, которая прядет нить человеческой судьбы. Если приходящий относится к ней с почтением - дарует ему Долю, а если проявляет невежество и непослушание - посылает Недолю. Баба Яга внушает страх, потому что одновременно олицетворяет и разрушительную энергию, и энергию жизненной силы. Несмотря на все угрозы, она всегда справедлива. Почтение перед великой силой - решающий урок. Женщина должна суметь выстоять перед силой, ведь в конце концов какая-то часть этой силы перейдет к ней. Василиса просит у Бабы Яги огня, и та соглашается, но только в том случае, если взамен девушка будет выполнять для неё домашнюю работу. На языке образов этим способом Баба Яга учит Василису наводить порядок в доме своей души. Стирка одежды Бабы Яги символизирует очищение, подразумевает пропитывание, наполнение духовностью, высшей силой, тайной, поскольку одежда несет её образ, энергетику. Василиса учится обновлять душу, стирая волокна бытия. Подметать в избе Бабы Яги - значит учиться разбирать, понимать, содержать в порядке, очищать дом своей души, упорядочивать внутреннюю жизнь. Чтобы стряпать для Бабы Яги, нужно разжечь творческий огонь своей души, огонь любви, лепить себя по образу и подобию Великой Богини. Задание перебрать зерно, отделив хорошее от испорченного, - это развитие умения точно узнавать, безошибочно отделять истинное от ложного, делать тонкие различия в суждениях, что поможет сделать правильный выбор в жизни. С помощью этой работы Василиса собирает себя, структурирует свою психику. Бесстатусное, промежуточное состояние посвящаемого - это второй этап инициации.

За хорошую работу Баба Яга вручает Василисе горящий череп. На первый взгляд, ужасающий образ («Как такое можно читать детям?!»). Но на глубинном уровне череп символизирует связь с предками. В древности кости считались средствами вызывания духов, особенно важным был именно череп. Таким образом, это символизирует, что Баба Яга передала Василисе древние родовые знания, дар ведания. Василиса слилась воедино со своей силой и теперь видит мир и свою жизнь в новом свете. Когда Василиса приходит домой, череп наблюдает за мачехой и дочерьми, а затем сжигает их дотла, то есть происходит трансформация теневых сторон души. Возрождение в новом качестве, возвращение к жизни в новом статусе - третий, завершающий этап инициации.

Василиса - образ женской души - совершает огромную внутреннюю работу, благодаря чему проходит возрастное посвящение в мудрую женщину, обретает интуицию, целостность, заслуживает счастья. Теперь она имеет внутренние силы творить свой мир в любви и гармонии. Она открыла в себе Дикую Женщину - первозданную Богиню. Таким путем Василиса Прекрасная превращается в Василису Премудрую.

Отныне то, что способна сотворить Василиса благодаря внутренней женской силе и мудрости, достойно только царя. Она ткет тончайшее полотно - полотно своей судьбы, из которого пошить сорочки для царя не может никто, кроме её. Царь находит Василису и узнает её как свою суженую. Сказка заканчивается словами о том, что Василиса «…куколку по конец жизни своей всегда носила в кармане». Это напутствие, чтобы всегда слышать голос своей души, помнить о своей настоящей первозданной природе. Так рождается Богиня.

Зоряна ЗДЗЕБА

Миниатюрная кукла-мотанка (мастер-клас)

Приглашаю вас сделать небольшую куклу-мотанку из лоскутков и ниток.

:

Для куколки вам понадобится

  • лоскуток белой ткани (бязь, ситец) размером 15х15 см - это будет голова куколки

лоскутки цветной ткани:

  • 9х9 см для ручек
  • 8х15 см для юбочки
  • 4х7 см для фартука
  • небольшой кусочек синтепона или ваты
  • нити для сматывания куколки (акрил, шерсть, лен, хлопок - по вашему усмотрению)
  • моточек нитей мулине - если вы пожелаете сделать вашу куколку с волосами, или же небольшой треугольник ткани на платочек

С делать мотанку можно в домашних условиях. Самый простой способ потратит час вашего времени, или даже меньше. Или заказать у нас! ;)

1. Для изготовления куклы нужны четыре квадратных лоскуты ткани, лучше - хлопковой, прочной, размером с большой носовой платок или салфетку из бумаги. Один кусок будет светлого цвета. Необходимые ветошь или вата (синтепон) для набивки головки куклы, грубые нити (подойдет № 10). Можно подготовить цветной шнурок или сплести из цветных ниток обычную косичку. Очень эффектно, когда коса двухцветная. Для пояса и нижней платки на голову готовим ленту или тесьму.

2. Кукла-мотанка делается «намоткой» без применения иглы. Рекомендуется не разрезать, а разрывать ткань, чтобы «от того звука все злые силы уходили подальше от оберега и от дома».


3. Два квадратных клочья подойдут для изготовления двух юбок, ткань светлого цвета пойдет на изготовление головы куклы. Четвертый кусок - на руки и головной платок.

4. Начинать следует с нижней юбки. Квадрат ткани свернуть надо пополам, а потом еще раз пополам, чтобы получился небольшой квадрат. В нем округло обрезаем один угол (как в бумажной снежинке). Если ткань развернуть, должны получить круг.


5. Второй квадрат складываем так же, как и первый, только обрезаем выше, где-то на пол сантиметра, чем первый лоскут. Таким образом, из двух лоскутов получаем две кукольные «юбки».

6. Третий (светлый) кусок ткани надо обрезать еще на полсантиметра выше, чем до того другой.

7. Кусочки сложить так, чтобы самый был снизу, а светлый - наверху. Тогда под самый кусок надо положить тряпки для набивки головки куклы. Куски собираем рукой, а голову делаем, перемотав нитью. Мотаем по часовой стрелке и нечетное количество раз. Готовые «тело» куклы и «голова».


8. Теперь сматываем «ручки». Четвертый кусок ткани также может быть светлым, или цвета одной из юбок куклы. Этот лоскут надо разорвать пополам. С образованного прямоугольника формируем «ручки». Ткань нужно внутрь завернуть так, чтоб не было видно конца, прокладываем внутри тряпки для создания объема, а по бокам перетаскиваем нитью - закрепляем.

9. Далее «ручки» приматываем к телу. Это делается обереговым крестом. Он есть у всех мотанок и является главным элементом в обрядовой и традиционном смысле. Обереговый крест наматывается так: низ - справа верх потом наискось, затем нить ведем вокруг талии и выводим через правое плечо уже на талию. Некоторые мастера считают, что крест надо сделать и на спине и на груди в виде буквы «Х». На талию связываем цветной пояс.

10. Украшаем голову куклы красивой тесьмой или красной нитью - это будет символический нижний платок на голове куклы.


11. От четвертого куска ткани остался оторванный прямоугольник. Его рвем пополам еще раз, чтобы получить два квадрата. Первый будет платком, который завязываем на голову куклы. Второй квадрат превратится в сумочку куклы: на него кладем монетку или зерно, сумочку надо перевязать так, чтобы края ткани выступали, после чего ее надо на плечо одеть или примотать к талии куклы.

Куклу-мотанку или просто ставим, или приматываем к палочке, а место она себе в доме найдет сама.

В самые давние времена, когда не было телефонов и компьютеров, дизайнерских кукол и платьев, наши прабабушки складывали в сундуки лоскутики и старую одежду. Внуки по вечерам просили бабушку рассказать сказку. Удачно дополняла рассказ куколка - мотанка, сделанная вручную, без иголки.
Немало легенд и поверий связывают с ней.
Специально для изготовления куклы откладывались красивые лоскутки, тесемочки и ленты. Поскольку в давние времена ткани не пестрили таким разнообразием, как сейчас, каждый кусочек был на вес золота.

Обязательным условием было – не обозначать лицо куклы. Считалось, если изобразить глаза игрушки, то в неё вселяется дух (хороший или плохой). Есть ещё одно немаловажное правило - наматывать нитки надо против часовой стрелки. А в остальном фантазировали мастерицы как хотели.
Теперь попробуем сделать свою неповторимую куколку - мотанку. Нам потребуются: кусочки ткани, вата, катушечные нитки, ножницы, бусины и ленты для декора.

1. Возьмём небольшой лоскут плотной ткани прямоугольной формы, грубой фактуры, так как она должна хорошо держать форму (рис. 2). Скатаем его в рулон.

Перегнём пополам.


Это будет заготовка под туловище.
2. Пальцами сформируем шею, закрепим ее нитками.

3. Тщательно намотаем голову куклы из ваты.
4. Вырежем квадрат из светлого ситца. Длина диагонали приблизительно в рост куклы.
Сложим косыночкой.

5. В косынку вложим заготовку. Соединим голову, туловище и треугольник. Снова укрепим шею нитками, наматывая против часовой стрелки.


6.На свободных концах косынки закладываем маленькие ватные шарики, руки куклы.


Фиксируем нитками и расправляем рукава.
7.Пальцами выделяем талию. Снова, закрепляем нитками.

8.Отдельно вырежем прямоугольник из пёстрой лёгкой ткани. Укладываем складками юбку. Обматываем её нитками. Затягиваем потуже.

7.Какая же красавица без фартучка? Нарядим им куколку. Можно декорировать его тесьмой.

8.На голову повяжем платочек.

Куклу украшают на усмотрение мастера. Различными бусами и лентами, красивыми кусочками ткани. Особенность мотанки в том, что ее делают без единого шва, за работу садятся только в хорошем настроении, вкладывая лишь позитивную энергию.
Остаётся придумать особенную волшебную сказку и показать детям. Самое замечательное, что таких персонажей можно сделать бесконечное множество.
Будьте уверенны, дети, воспитанные на сказках, с героями сделанными руками любящих родителей, никогда не забудут таких особенных игр. И передадут это наследие своим детям.



В современном мире языческие и христианские традиции тесно переплетаются. Особенно ощущается взаимодействие древних обычаев при праздновании таких выдающихся дат, как Рождество, Новый год, Пасха и другие. Новый год и Рождество не за горами.

Наши предки еще в языческие времена плели так называемые обереги – куклы мотанки. Такая кукла выступала как берегиня дома, защищая его от злых сил.

История

История куклы уходит корнями в далекое прошлое. Первая кукла мотанка была сделана еще около 5 тысяч лет назад. Это очень древнее искусство, которое сегодня под силу далеко не каждому. В Древней Греции, Египте, Риме существовали подобные игрушки, сделанные из ткани или ниток своими руками.


Особенно популярна была кукла мотанка в Украине. В древние времена ее приурочивали к различным значимым событиям в жизни человека.

  • Так, при рождении ребенка делали куклу младенца, укладывали в колыбель вместе с малышом, чтобы берегиня охраняла его здоровье.
  • Когда девушка выходила замуж, богато украшенная кукла защищала ее от сглаза.
  • Изготавливали и так называемую бабу, внутрь которой клали монеты, шерсть или зерно. Баба- берегиня символизировала достаток в доме.


С приходом христианства история куклы мотанки не подошла к концу. Наоборот, обереги стали делать похожими на библейских персонажей Нового Завета:

  1. Христа,
  2. Девы Марии,
  3. ангелов.

Мастер-класс мотанки-ангела

Как быстро сделать такую куклу?

Они также играла роль хранителей и приурочивались, как правило, к Рождеству. Секреты, как делать такую куклу, передавались из поколения в поколение. Существует одно правило, которое неукоснительно соблюдается: делать мотанку нужно без участия ножниц и иглы, иначе пропадет вся ее чудодейственная сила. Обязательно берегиня должна быть сделана своими руками.

И сегодня народные обереги входят в моду и занимают почетное место в домах рядом с христианскими иконами. Наше время толерантно, и мы давно перестали корить друг друга за смешение обычаев. Кукла мотанка из хранительницы превращается в сувенир, эксклюзивное изделие, иметь которое у себя почетно и презентабельно. Однако к сувениру уже не предъявляются такие сложные требования. Кукла выполняется с участием ножниц, иголок и ниток, поскольку на первый план выходит красота, а не символичность. Но если вы все же хотите сделать обереги, в процессе изготовления ножницы и игла не должны участвовать.


Как сделать самостоятельно?

Рассмотрим, как сделать куклу мотанку своими руками. На фото и видео вы можете наблюдать весь процесс пошагово и получить мастер класс.

Чтобы сделать куклу своими руками, понадобятся кусочки натуральной ткани – бязи или льна, бусинки, тесьма, цветные нитки для украшения. На фото вы увидите, как сделать голову. Для этого сматываем очень плотно небольшую по ширине полоску ткани, чтобы образовалось подобие бочонка и накрываем его квадратным белым полотном, внизу бочонка закрепляем ткань с помощью нитки. Далее в виде платка кладем нитки крест накрест на голове. Получается так называемый сакральный крест, который и придает защитные свойства кукле. Если вы хотите следовать традиции, то мотать нужно по движению Солнца нечетное количество раз. Далее будем делать туловище и руки куклы. Просматривая на фото и видео мастер класс, вы увидите, что для этого необходимо скрутить белую ткань в две трубочки (одна длиннее, другая короче) и соединить их между собой крестом. Голову приматывают к вершине креста.


Варианты изготовления куклы.


Следующим этапом нужно сделать распашонку для мотанки из вышитой или цветной ткани. Для этого ткань надрезаем пополам до середины и надеваем на куклу так, чтобы разрез находился сзади. На «талии» и на концах рукавов приматываем ткань к трубочкам с помощью ленточек. На нижнюю часть одеваются по очереди нижняя и верхняя юбки. Верхняя должна быть более нарядной. Кукла мотанка украшается платком и бусами. При этом платок олицетворяет связь с небом.

Изучив подробно мастер класс на фото, вы сможете делать подобные обереги своими руками.

Видео с процессом изготовления

Травница

Кроме обычной куклы мотанки, существует и так называемая травница. Отличается она тем, что наполнена душистыми лечебными травами. Травница не только отгоняет злых духов, но и лечит, поскольку в травах содержатся целебные масла, испаряющиеся при высыхании травы. Это народный способ фито- и ароматерапии.


Траву в кубышке (кукле) меняют раз в два года. Наполнителем, как правило, является мята или мелисса. Делать такую куклу достаточно легко. Кроме того, изучив мастер класс, вы сможете сами подобрать для себя сбор трав. Конечно, травница не является профилактикой от всех болезней, но благодаря свойствам трав способна справиться с некоторыми недомоганиями.


Так, мята улучшает память, мелисса успокаивает, благоприятно влияет на сердечную деятельность, лаванда эффективно снижает давление, чабрец отлично действует при кашле. Зная особенности своего организма, можно подобрать индивидуальный сбор трав и наполнить им куклу. Если вы будете делать куклу в подарок, постарайтесь узнать особенности организма этого человека и подготовьте для него соответствующий сбор, которым наполните куклу.

Мастер класс по изготовлению травницы

Итак, фото и мастер класс помогут вам быстро и эффективно научиться изготовлять куклы мотанки. Их можно использовать и в быту как украшение собственного жилища, как игрушки для детей, как сувениры и подарки близким и друзьям. При определенном подходе и вере в чудодейственные силы кукла станет настоящей хранительницей. Это берегиня, пришедшая из глубины веков, чтобы защитить ваш дом от злых сил.

Кукла-мотанка или, как ее еще называют узелковая кукла, получила свое название из-за специфической техники изготовления – мотания. История такой поделки насчитывает около 5 тыс. лет, а сама кукла была популярна у многих народов. Кукла-монатка – это не просто игрушка или красивая поделка, это оберег, который защищает человека от неприятностей и зла.

Магическое изделие имеет сакральное значение и большую силу, поскольку чаще всего в ней концентрируется вся энергия, переходящая из поколения в поколение. Изготовление мотанки – символичный ритуал, который должен выполняться строго в соответствии со всеми правилами.

Разновидности поделок

Мотанка – не просто декоративное украшение, поделка или игрушка. Это оберег, который кроме защитных функций очень часто использовался в различных ритуалах. В зависимости от цели создания магической поделки, корректировался и процесс ее изготовления и составляющие. Если человек хотел избавиться от какой-либо болезни или несчастья, то словами эту напасть вплетали в куклу, а в завершение поделку сжигали. Считается, что таким образом человек избавлял себя от неприятности.

Согласно народным поверьям, такие обереги имеют огромную силу и защищают человека от:

  • злых сил;
  • неприятностей;
  • дурного глаза;
  • болезней;
  • несчастья и так далее.

Самая первая кукла, как правило, делалась женщиной для младенца. Эта поделка клалась в колыбель и оберегала малыша от всего нехорошего. В наше время некоторые женщины повязывают красную нитку на ручку младенца. Этот обычай пошел от кукол-мотанок, поскольку на руке поделки обычно была яркая красная нитка. Маленькие детки всегда носили с собой такую куклу, а те, которые были постарше, расставляли их в доме.

Существует три типа мотанок:

  • мотанка-младенец.
    Эта поделка делается матерью или бабушкой для новорожденного и могла выглядеть как ребенок в пеленках. Кладется такой оберег в колыбель и оберегает малыша от кошмаров, сглаза и болезней. Если ребенок болел, то ему могли сделать другую поделку, с которой он играл, только пока болел. Считалось, что эта кукла забирает все болезни и после выздоровления сжигалась.
  • кукла-невеста.
    Этот оберег делался для невесты и еще сто лет назад был такой же важной деталью, как и сорочка или ручник. Кукла делалась в свадебном наряде, украшалась и декорировалась. Девушка же должна была играть с этой поделкой до рождения своего первенца. Играя с этой магической игрушкой, женщина перенимала опыт своей матери.
  • берегиня.
    Этот оберег использовался для защиты семьи и дома от всего нехорошего. Иногда в голову куклы прятали монетку или зерно для привлечения благополучия. Для семейной гармонии на лицо кукле наматывали крест: вначале вертикально, а потом горизонтально. Вешали поделку в углу дома со стороны восхода солнечного светила.

Традиция изготовления кукол своими руками существовала у славянских народов вплоть до начала XX века. С появлением пластмассовых и резиновых игрушек популярность куколок из ткани пошла на спад. Однако, в последнее время наблюдается возрождение поделок, сделанных своими руками, и огромный интерес к необычным и уникальным куклам.

Материал для изготовления

Чтобы кукла-мотанка была не просто красивой поделкой и игрушкой, делать ее нужно, следуя определенным правилам. И первым пунктом для тех, кто решил собственноручно сделать этот магический предмет, будет выбор материала. Обратите внимание, использовать рекомендуется приятные глазу материалы и те, прикосновения к которым, доставляют удовольствие.

Чаще всего для создания кукол используется ткань, солома, веревочки, ленты, ветки, шишки и даже зола. Очень важно, чтобы мотанка была крестообразной и не напоминала собой реального человека.

Считается, что если сделать поделке человеческие черты, то в нее могут вселиться духи, которые бывают как добрыми, так и злыми. Кроме того, рисуя черты лица, мастерица на подсознательном уровне придает кукле черты знакомого ей человека, подвергая его тем самым опасности.