Подростковый период у девочек советы родителям. Как проходит переходный возраст у девочек. Роль семьи в формировании девочки-подростка

У девочек и мальчиков наступает внезапно, и всегда раньше, чем вы предполагаете. Сегодняшние дети становятся подростками уже в 9 - 10 лет. Вместе со всеми особенностями подросткового возраста, на родителей сваливаются три глобальные задачи:

  • как не утратить контроль над
  • как не разрушить отношения с подростком.
  • как, вообще, выжить в ближайшие несколько лет

Если вы — мама девочки, и ваша дочь приближается к этому волшебному возрасту, сохраните себе эту подборку. Здесь все, что вы должны знать о человеке, в которого уже скоро превратится ваша малышка.

1. Она хочет, чтобы вы ее обнимали и прижимали к себе как маленькую девочку, которой она совсем недавно была. Кроме тех моментов, когда она не хочет. Даже не думайте трогать ее, если она не хочет!

2. Вы для нее — самый популярный и классный человек на всем белом свете. Серьезно.


Она может восхищаться вами, а через пять минут заявить, что вам нужно к пластическому хирургу. Но к обеду вы снова лучшие друзья.

4 . Она умна и язвительна. Даже слишком, чтобы ей за это не доставалось время от времени.

5. Она действительно смешная. А вы — не смешная. Никогда.

6 . Она способна пронестись, захлопнув двери, с силой торнадо. Но она опять не закрыла как следует дверцу холодильника.

7. Она будет ненавидеть все, что вы купили для нее из одежды. Да, ей нравилась эта голубая юбка. Но точно такую же, но зеленую, она ни за что не наденет. Если вы запретите ей в июле надевать зимние ботинки на толстой подошве и свитер — услышите, что вы ничего не понимаете.

8 . Она использует весь ваш лосьон. И весь шампунь. И скраб. И вашу драгоценную бутылочку с протеинами овса и вытяжкой из грибов шиитаке.

9. Она втайне от вас (или не так уж и втайне) пробует ходить в школу с накрашенными глазами. Не давайте ей этого делать.

10. Она может есть фруктовые фитнес-батончики семь дней в неделю на завтрак, обед и ужин. Предлагать альтернативу бесполезно.

11. Она считает, что вы можете все. Это правда.

12 . Она считает, что она может все. Это тоже правда. Но завтра она будет всерьез сомневаться, что способна сделать хоть что-нибудь. Ваша задача - напомнить ей о правде.

13. Розовый - это для маленьких девочек. Она хочет, чтобы стены в ее комнате были бирюзовые, а шторы цвета лайма.

14. На этой неделе она хочет ходить на рисование. На следующей она увлечена карате. Не переживайте, это нормально, она пытается определить, кто она есть.

15. Ей нужно личное пространство. Если вы этого не знаете, она напишет на своей двери карандашом «не входить».

16 . Для нее самое страшное - если у нее что-то не как у других девочек.


Она недавно открыла для себя сарказм. Но, слушая ее остроты и колкости, будьте с ней помягче и не отвечайте тем же. Она может ляпнуть что-то этакое, но пока не может обороняться.

18. Ей по-прежнему нужна ее мама. Но она ни за что в этом не признается.

19 . Она оглядывается на вас за подсказкой, как ей вести себя в этом мире женщине. Пожалуйста, ведите себя соответствующе.

20 . Ей очень нужно ваше одобрение. Она очень хочет услышать от вас, что она все сделала здорово. Хвалите ее.

21. Будьте готовы к тому, что она будет закатывать глаза, если вы начнете ее хвалить. Пусть это вас не вводит в заблуждение. Продолжайте ее хвалить.

22. Она будет просить взять к вам домой каждого котенка, щенка, черепашку, белочку и птичку, которые окажутся в вашем дворе. Но своего младшего брата она с радостью бы отдала на аукционе тому, кто предложит наивысшую цену.

23 . Она любит тратить деньги, которые вы ей даете.


Она - это не вы. Она может быть похожа на вас. Она может делать что-то в точности как вы. У нее может быть голос как у вас. Но она - сама, своя собственная личность. Не старайтесь сделать из нее себя.

25. Она читает теперь по-настоящему крутые книги - такие как «Гарри Поттер» или «Хроники Нарнии». Она смотрит теперь кино, в котором нет никаких смешариков и миньонов. Пользуйтесь моментом и говорите с ней о кино и литературе. Ей есть что вам сказать.

26. Обвалы, обломы и взрывы атомной бомбы еще будут. Особенно когда она не выспалась.

27 . Она представляет собой очаровательную смесь неуклюжести и элегантности, самообладания и неуверенности.

28. Но она уже начинает сравнивать себя с другими. Она непременно обнаружит, что ей чего-то недостает.

29. Говорите ей, что она просто чудо.

30 . Каждый. Божий. День.

По материалам thenextfamily.com

Итак, мы плавно подошли к одному их сложных и важных периодов в жизни девочки – . Этот период начинается примерно с 12-13 лет и длится до совершеннолетия. В это время, вполне уже подросшая девочка при сравнении себя уже со взрослыми людьми, может приходить к заключению о том, что в принципе, между нею и взрослыми людьми уже и нет практически никакой разницы. При этом девочка начинает ощущать себя взрослой, и будет решительно сторониться отношения себя к детям. Это особый период и очень сложный.

При всей кажущейся внешней взрослости у самой девочки и окружающих нет ощущений, что она по настоящему и полноценно взрослая, но при этом у девушки имеется огромное желание в том, чтобы окружающие признавали ее взрослость. Ученые и психологи описывают данный переходный возраст как некий особый промежуток между детскими играми и серьезными ответственными действиями и поступками взрослых людей, и таким образом называют этот период «серьезными играми». Девушки в подростковом возрасте смотрят с пренебрежением на игры детей, они уже не хотят иметь дела с игрушками, совсем недавно бывшими очень близкими и любимыми. Все ее дела, за которые она принимается, носят очень серьезный характер, намерения девушки тоже полны серьезности, но это пока только до определенного предела.

Однако, в реальности, все что девочка делает, еще не вполне серьезно ею осознается и производится, она только пробует новые для себя социальные роли. Примерами таких новых поступков и дел могут стать отношения с противоположным полом и «любовные игры» с флиртом и кокетством, мечтательными и романтичными действиями. Не менее поверхностно в этот период девушки могут относиться к выбору дальнейшей профессии и подготовке к поступлению в учебные заведения после школы, а также к занятиям какими-либо видами спорта или участием в каких-либо мероприятиях. Такие вот виды и модели поведения будут особенно важными для развития личности девушки-подростка, так как в таких ситуациях она будет обучаться многим новым для себя качествам. Она научится соизмерению своих желаний и сил, постановке целей и их достижения, установлению отношения к разного рода интересам, чтобы разобраться в том, что действительно интересно и важно.

Особенности в здоровье в этом возрасте

Пубертатный период или процесс превращения девочки в девушку обычно считают начавшимся с появления у нее первой менструации. Если ранее у девушек менструации начинались в возрасте 13-15 лет, то нынешние девушки-акселератки могут начать менструировать уже с 11-12 лет. И если девочка к этому процессу не будет подготовлена, для нее это будет стрессом. При наличии крови на белье, девочка может испытывать стресс и боязнь рассказать матери о произошедшем, а может просто начать паниковать о том, что у нее какое-то заболевание. Поэтому, мамам стоит заранее позаботиться об этом и рассказать своей дочке о том, что она взрослеет и у нее наступит скоро период менструаций, который будет сопровождаться именно такими явлениями. Важно объяснить это подробно, спокойно и доступно, что это нормальный период женского созревания, что стоит порадоваться за то, девочка становится взрослой.

Естественно, что девочку нужно будет научить использовать средства гигиены и поведению во время месячных, чтобы они проходили максимально комфортно для нее. Регулярные менструации могут установиться далеко не сразу, и пройдет примерно год-полтора после первой менструации, пока цикл выровняется. Важно также рассказать девочке о том, что появление первой же менструации при еще не установившемся цикле – это возможность, хоть в большинстве своем и теоретическая, забеременеть. Поэтому, нужно рассказать и о половой жизни и предохранении, а также о морально-этических последствиях ранних половых связей. Современные девушки взрослеют рано, соответственно и половую жизнь многие из них начинают также рано, как бы там нам не хотелось верить им и думать, что они совсем малышки.

Нормальным менструальным циклом будет считаться длина его от 21 до 32-35 дней, и считается цикл с первого дня менструации до первого дня следующей менструации. Маме, хотя бы в первое время нужно тщательно следить за частотой меняемых прокладок и обильностью и продолжительностью выделений девушки, нормальные первые месячные могут длиться до семи - десяти дней, но потом цикл укорачивается до 3-6 дней. Важно также помнить о том, что совсем недавно установившиеся менструации и цикл могут быть еще неустойчивы, и они могут легко сбиваться под влиянием неблагоприятных внешних и внутренних факторов. Месячные у юной девушки могут не вовремя начаться по причине смены климата или стрессов, сильных нагрузок и переутомлений, из-за тяжелых заболеваний и переохлаждений. Такие задержки менструации или же их более ранее, несвоевременное начало пока не будут говорить о наличии каких-либо нарушений в области репродуктивного здоровья, но следить за этим все равно нужно.

Особенное внимание, мамы!

Важно обращать внимание на отклонения в половом созревании дочери и обращаться к врачу в следующих случаях. Это необходимо, если первая менструация длилась менее трех дней или затянулась более 10 суток, это требует обращения к гинекологу. Особенно опасно наличие кровотечения со снижением гемоглобина и нарушением общего самочувствия, это признаки невнимательности к репродуктивному здоровью и серьезных отклонений. Также стоит обратиться к врачу при отсутствии месячных в возрасте 14-15 лет или же перерыву более 2-3 месяцев после первой менструации. Совершенно неверным будет мнение женщин о том, что нерегулярные месячные не опасны, и что после замужества и рождения детей все само наладится. Такие нерегулярные циклы могут быть серьезными отклонениями здоровья и могут вести к бесплодию.

При наличии таких жалоб девушки на боли внизу живота (и при отсутствии при этом менструации), какие обычно возникают при месячных, ощущение напряжения и дискомфорта в живое, важно также посетить гинеколога. Подобные жалобы могут давать аномалии в развитии гениталий с зарастанием отверстия в области девственной плевы, и тогда при скоплении крови может происходить выпячивание ее наружу из-за натяжения и наполнения влагалища кровянистыми выделениями. В этом случае важно не упускать момента, так как застой крови может приводить к оттоку ее в маточные трубы и попаданию в область яичников брюшной полости. А тогда потребуется уже серьезное вмешательство врачей.

Также, менструации у девушек, которые не ведут половую жизнь, могут быть несколько болезненными из-за наличия девственной плевы, которая может иногда мешать нормальному оттоку крови. Обычно после начала половых связей подобная болезненность проходит. Но при наличии сильного дискомфорта и болезненности стоит показать девушку гинекологу, при этом врач сможет более точно установить причины болезненности менструации – это могут быть инфантильность и незрелость области гениталий, наличие гормональных проблем в организме, наличие инфекционно-воспалительного процесса и даже наличие хирургических патологий. Помимо этого, возможны болевые ощущения по причине не только патологий, но и при наличии крепкой мускулатуры во внутренних органах (гладкие мышцы), если девочка активно и много занимается спортом или танцами.

Особенности девушек этого возраста

Девочки в этом возрасте подвержены стрессам, и, по исследованиям специалистов, острые или же хронические стрессы могут стать пусковыми для многих расстройств в здоровье девушек-подростков. Это могут быть болезненность менструаций, наличие кровотечений из матки, задержки менструаций вплоть до полного их прекращения (аменорея). Также, после того, как произошел ростовой скачек в периоде предпубертата, начинает происходить прибавка массы тела девушки за счет формирования отложений жира в области живота и бедер. Это вполне нормальный процесс формирования женственной фигуры, который приводит у многих из девушек к комплексам – они считают себя толстыми. За счет этого происходит формирование ограничений в еде, а резкая потеря веса в данном возрасте может приводить к формированию потом трудно исправляемых обменных и эндокринных сдвигов, к задержкам в развитии и многим заболеваниям. Важно помнить, что такого рода жировые отложения в медицине называются «щенячьими жирами» и по мере роста и взросления они постепенно исчезают, заменившись мышцами и соединительной тканью.

Особое расстройство у девушек вызывают кожные проблемы, которые проявляются в чрезмерной активности сальных или потовых желез, что дает неприятный запах пота от тела. Волосы могут быстро пачкаться, а на коже спины, груди и лица могут вылезать прыщики и гнойнички. В этом периоде гигиене нужно уделять особенное внимание, а также соблюдать правильный режим дня и питания. За счет таких действий можно существенно уменьшить появления дискомфорта и гормонального дисбаланса. Обычно с установлением регулярных менструаций все проблемы с кожей проходят. Само же половое созревание завершается примерно к 18 годам.

Еще статьи на тему "Физиологическое взросление":




























Переходный возраст — особый период в жизни человека. Он проявляется определенными симптомами, на которые следует правильно реагировать родителям. Дети резко меняют свое поведение, ими сложно управлять. Однако этот этап, хоть и отличается сложностью, можно преодолеть без особых проблем.

Существуют методики, позволяющие налаживать нормальные взаимоотношения с детьми. Некоторым родителям будет полезно почитать соответствующую литературу, чтобы избежать последствий общения с ребенком. Ведь именно в таком возрасте очень много летальных исходов, когда маленький человек не смог найти поддержку у родителей и справиться с собственными переживаниями. Многие сбегают из дома, стараясь найти поддержку на улице. Они со временем разочаровываются, но пути назад может не оказаться.

Что такое переходный возраст? Его другое название пубертатный период. Для ребенка меняются не только ощущения жизни и себя как элемента всей системы, его тело преобразовывается. Почему подростковый возраст называют переходным? В это время происходит переход каждого человека во взрослую жизнь из детской. Меняется все: отношение к родителям, к жизни, к будущему.

Сколько длится переходный возраст? Его продолжительность может составлять приблизительно 4 года. Сейчас наблюдаются более ранее взросление детей, поэтому и период перехода может сокращаться в 2 раза, но это все индивидуально. Во сколько лет начинается переходный возраст? С 12 лет и заканчивается в 16. В каждом индивидуальном случае этот временной отрезок может варьироваться в любую сторону.

Рассматриваемый этап отличается сложностью, определенной драматичностью для некоторых подростков. Переходный возраст связан с трудностями из-за ряда причин. Наиболее существенный фактор — . Для подростков свойственна высокая степень чувствительности к тому, как окружающие оценивают их внешность. При этом у них проявляется самостоятельность, твердость во мнении, которая выражается по поводу других людей.

Когда наступает переходный возраст, у детей можно одновременно наблюдать черствость, внимательность, болезненную застенчивость. Присутствует потребность в оценке авторитетных для него личностей. Они хотят, чтобы их признавали, ведут себя во многих ситуациях достаточно развязно. Характерно на этом этапе обожествление кумира. Они всячески стремятся демонстрировать собственную независимость, бороться с установленными правилами, противостоят авторитетам.

Проявляется этот этап тем, что подростков часто не удовлетворяет собственная внешность, появляется неудовлетворенность в собственном теле. У ребенка могут возникать стеснения по поводу тела, его он стесняется открыто показывать. Нередко дети не хотят фотографироваться, хотя ранее им нравилось это занятие.

Проявляться все это может из-за происходящих преобразований на гормональном уровне. В организме должны начаться перестройки абсолютно всех систем и внутренние органов. В течение всего времени возникает потребность в материале, который является основой при строительстве тканей. Из-за этого возникает необходимость в обильном питании, но наблюдаются перепады аппетита.

Другие причины

Характеристика переходного возраста говорит о том, что у подростков, достигших 13-14 лет, наблюдаются определенные чередования всплесков активных периодов. Ребенок может быть бодрым, но уже через короткий временной промежуток у него появляется усталость или же полное изнеможение. Период переходного возраста характеризуется синдромом подростковой лени. При этом родители этот так называемый синдром описывают тем, что ребенок ленится что-либо делать и выявляет желание полежать, посидеть или же не хочет стоять ровно (опирается на различные предметы).

Данные особенности переходного возраста специалисты связывают с усиленным ростом, поэтому у него затрачивается достаточно много сил и энергии на выполнение тех или иных действий. Все это отражается на том, что выносливость ребенка в значительной степени снижается. Проявляющийся эффект синдрома отражается на общем состоянии и поведении ребенка.

Так, у подростка наблюдается некая неловкость, что приводит к различным поломкам и повреждениям предметов. Данные трудности переходного возраста могут производить впечатление, что подросток действует специально, но это не так. Все негативные проявления происходят вне зависимости от ребенка, они обуславливаются перестройкой двигательной системы.

Справляться с рассматриваемыми изменениями достаточно сложно, но со временем подросток становится взрослым человеком. Чтобы процесс реализовался, необходимы большие физические затраты. Если обращать внимание на психологический аспект, то ребенку достаточно тяжело жить в этот момент времени.

Переходный возраст в определенных случаях протекает со сложностями, которые связаны с нежеланием взрослеть. В его подсознании заложено, что он потеряет свое привычное состояние, поэтому возникает дискомфорт.

О возможном поведении подростка

Признаки переходного возраста наблюдаются в поведении подростка. Достаточно часто оно очень сильно меняется и становится вызывающим. Эти изменения проявляются в грубости. Он не подпускает к себе взрослых, не хочет делиться личным. Кроме того, его настроение часто меняется, также он не допускает близко к себе родителя, например, не дает себя обнять. Психологи такое поведение сравнивают с ежиком, который все время отталкивает окружающих и .

Поздний переходный возраст проходит еще более тяжело. Нередко ребенок отказывается проводить уборку в своей собственной комнате. Родители могут наблюдать там полный беспорядок, который абсолютно не смущает подростка. О домашних обязанностях он также слышать не хочет, заставить их выполнять очень тяжело.

Симптомы подросткового возраста наблюдаются еще и в том, что сын или дочь пытаются разозлить своих родителей, что в конечном итоге может привести к скандалу. При этом подросток может совсем не переживать по этому поводу.

Кризис переходного возраста у подростков порой негативно отражается на состоянии родителей, так как они все это время ощущают некую растерянность и не могут понять, какие действия предпринимать. Весь этот процесс болезненный как для родителей, так и для детей, но все эти симптомы можно побороть, если подойти к такому поведению правильно.

Если подошел переходный возраст, что делать? Родители должны мудро реагировать на такое поведение. Подросток своим неординарным поведением пытается выработать свой подход на те или иные происходящие события.

Кризис этого возраста дает понять, что подросток находится под давлением различных сторон: родители, школа и сверстники. Поэтому он пытается начинать жить собственной жизнью без сторонней помощи. Психология акцентирует внимание на том, что подросток пытается заявить окружающим о своем существовании. Однако проблемы переходного возраста здесь начинают развиваться из-за того, что целей в жизни у ребенка еще нет, эмоциональная устойчивость также не наблюдается.

О развитии личности подростка

Как справиться с переходным возрастом? В данном случае приходит на помощь психология. Данная наука акцентирует внимание на том, что подросток в этот непростой для него период становится личностью. Поэтому ни к каким упрекам, унижениям или же аналогичным действиям прибегать нельзя.

Как помочь подростку в этот период? В первую очередь его необходимо постараться чем-то занять. Но при этом нужно помнить о том, что ребенка нужно воспринимать как личность.

Сколько длится переходный возраст? У каждого подростка это время может длиться по-разному, но все признаки практически одинаковы: это стремление к максимальной самостоятельности и отказ от приема проблемных ситуаций.

Когда начинается переходный возраст, у подростков выражено ощущение чрезмерной взрослости. При этом психология отмечает, что у него появляется новый уровень притязаний, который не совпадает с фактическим состоянием. Переходный возраст, особенности контакта с подростками необходимо учитывать. Для ребенка чрезвычайно важно, чтобы его взросление было отмечено родителями и окружающими. Однако если поведение не удовлетворяет взрослых, возникают конфликты.

Как пережить переходный возраст? Для подростка очень важно, чтобы он все это время получал и ощущал поддержку близких людей. Но при этом ребенок может всячески отказываться от заботы и прочих проявлений поддержки.

Что это такое — правильное поведение родителей? Это выстраивание доверительных отношений с близкими людьми. Данный процесс должен базироваться на поддержке, одобрении. Длительность переходного возраста будет обуславливаться и тем, насколько верно ведут себя родители.

Нужно быть готовым и к тому, что подросток будет всячески протестовать, причем ему не будет хватать именно взрослых советов. Общение будет принято должным образом только в тех случаях, когда он понимает, что у него со взрослыми равные права. Заканчивается переходный возраст, когда родитель ведет конструктивную беседу со своим сыном/дочкой. При этом не нужно грубить, кричать и т. д. Просто нужно всячески показывать, что ребенка понимают. Необходимо делиться с ним собственными мыслями, опытом и т. д.

Когда заканчивается подростковый период, ребенок уже обретает возможность самостоятельно мыслить и разбираться в различных жизненных ситуациях. Интерес к жизни чада не должен быть искусственным или же наигранным. За всеми его действиями нужно следить и запрещать негативные поступки.

Дополнительные сведения

Вне зависимости от того, со скольки лет начался переходный возраст, рекомендуют использовать определенную выработанную технологию для погашения возникающего конфликта между подростком и взрослыми. Не многий родитель знает о том, что в процессе ссор с подростком нельзя его оскорблять или же в чем-то обвинять. Рекомендуется высказывать свое отношение к ребенку, причем только положительное. Этот процесс должен называться выстраиванием доверительных отношений.

В первый год переходного возраста и в последующее время нужно максимально правильно выстраивать диалог с ребенком. Например, нужно акцентировать внимание на том, что грубое поведение негативно сказывается на взрослых и т. д. При этом нужно быть готовым и к резкому ответу ребенка, например, что ему все равно. Но это всего лишь маска, и рано или поздно такое поведение должно заканчиваться. Подросток обязательно запомнит эти слова и сделает для себя выводы.

В жизни ребенка должен начинаться новый период, и он не должен быть подкреплен какими-либо оскорблениями или же прочими отрицательными эмоциями, так как все это ошибки. Допуская их, родители вызывают у своего чада только агрессию. Но все это со временем проходит, а в результате у подростка откладываются только положительные впечатления от поддержки родителей. Высказывая собственные чувства и ощущения ребенку, удастся избежать конфликта.

Ваши сын и дочь еще вчера были послушными, хорошими детьми и вдруг стали грубыми, резкими, неуправляемыми? Вы чувствуете, что не можете справиться со своим отпрыском, теряете над ним контроль? Да, переходный период - очень сложный этап и в жизни подростка, и всей семьи. Как же наладить взаимоотношения и не упустить ребенка?

Ваши сын и дочь еще вчера были послушными, хорошими детьми и вдруг стали грубыми, резкими, неуправляемыми? Вы чувствуете, что не можете справиться со своим отпрыском, теряете над ним контроль? Да, переходный период – очень сложный этап и в жизни подростка, и всей семьи. Как же наладить взаимоотношения и не упустить ребенка?

Разгул гормонов

По-научному этот период называется пубертатным. Он представляет собой переход из детства во взрослую жизнь и длится с 12 до 16 лет (с некоторыми колебаниями в ту или иную сторону). Этот этап является очень сложным и драматичным для подростков.

Одной из главных причин этих трудностей является половое созревание, - поясняет психолог Елена Шрамко. Подростки становятся крайне чувствительными к оценке посторонними своей внешности, и это сочетается у них с самонадеянностью и безаппеляционностью в суждениях по поводу окружающих. Внимательность уживается в них с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами и общепринятыми правилами - с обожествлением кумиров, - подчеркивает психолог.

В этом возрасте подросткам начинает не нравиться своя внешность, собственное тело. Еще год назад ребенок не задумывался об этом, его все устраивало, а теперь часто повторяет: «Я уродина/урод!» (хотя на самом деле все бывает наоборот). Подросток стесняется показывать свое тело, заставляет вас выходить из комнаты, когда он переодевается, запрещает вам входить в ванную, когда он моется, отказывается фотографироваться, хотя раньше охотно позировал перед камерой.

Все это происходит потому, что в его организме происходят серьезные гормональные изменения, идет перестройка всех органов и систем. В этот период подросткам нужен материал для строительства тканей, поэтому они много едят (особенно мальчики). В то же время у них бывают перепады аппетита.

У подростков 13-14 лет нередко отмечается чередование всплесков активности, - говорит доктор психологических наук, профессор Анна Прихожан. То ребенок бодр и активен, то у него вдруг наступает усталость, вплоть до полного изнеможения. С этим связано явление «подростковой лени» (часто от взрослых можно слышать жалобы на то, что подросток ленив, все время хочет лежать, не может стоять прямо, постоянно стремится на что-нибудь опереться). Причина этого в усиленном росте, требующем много сил и снижающем выносливость. Подростки становятся неловкими, нередко что-то ломают. Создается впечатление, что здесь присутствует злой умысел, хотя, как правило, это происходит вопреки желанию подростка и связано с перестройкой двигательной системы, - утверждает Анна Прихожан.

Так ребенок постепенно превращается во взрослого человека. Все это требует большой затраты физических и психических сил. При этом бывает, что ребенок не хочет взрослеть, наоборот, хочет задержаться в детстве. Он подсознательно чувствует, что из привычного детского состояния он переходит в нечто иное. Что ему это принесет, он пока не знает, но сейчас ощущает лишь дискомфорт.

Вызывающее поведение

Также разительно меняется поведение ребенка. Он постоянно грубит, закрывается у себя в комнате, не подпускает к себе. У него часто случаются перепады настроения. Он не дает себя обнять, поцеловать. Когда вы пытаетесь это сделать, отталкивает вас, ведет себя как ежик.

Отказывается убирать в своей комнате (туда невозможно зайти, все разбросано по полу, шкафы нараспашку); отказывается выполнять домашние обязанности (вынести мусор, погулять с собакой и т. п.), а если и делает это, то со скрипом и через бесконечные напоминания.

Он как будто нарочно вас злит, провоцирует на скандал. Перестает слушаться, становится таким резким, что с ним невозможно общаться. И даже, случается, начинает обзываться, используя, в том числе, нецензурную брань...

Вы чувствуете растерянность и бессилие: неужели это ваш ребенок? Не удивляйтесь. Такое поведение выражается в стремлении выработать собственный (а не продиктованный родителями или обществом) взгляд на вещи. В этом возрасте у подростков уже накопилось напряжение от давления родителей, школы, - говорит психолог, психотерапевт Елена Савина. Подросток считает, что способен самостоятельно жить, принимать решения. А взрослые часто продолжают разговаривать с ним, как с малолетним дитятей. Отсюда - огромный протест против мира взрослых. Подросток таким образом заявляет о себе миру, при этом его жизненные цели еще не определены, эмоциональной устойчивости нет, а состояние «мечтаний» сильнее, чем сознание необходимости учиться и взрослеть.

Рождение личности

И как себя вести? Что делать? Надо понять, что в этот сложный период ребенок становится личностью. Его ни в коем случае нельзя унижать. Тем более, замахиваться! Относитесь к нему как к личности, как бы трудно иногда это ни было.

Хотя подросток и стремится к самостоятельности, но в проблемных жизненных ситуациях старается не брать на себя ответственность за принимаемые решения, и ждет помощи от взрослых, - говорит Елена Шрамко. Подростковое «чувство взрослости» выражается, главным образом, в новом уровне притязаний, опережающем то положение, в котором фактически находится подросток. Для него очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения не была детской. Его представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых, обычно весьма нелицеприятное, отсюда возникают конфликты, - поясняет психолог.

Сейчас для подростка главное - понимание, поддержка. Он нуждается в вашей любви как никогда, хотя внешне и делает вид, что взрослые ему не нужны. На самом же деле он нуждается в доверительных отношениях с близким человеком, который его выслушает, поддержит, одобрит, скажет нужные слова.

Несмотря на то, что подросток протестует против вас, ему до боли не хватает общения со взрослыми людьми, способными ответить на волнующие его вопросы, - поясняет Елена Савина. Но это общение он принимает только тогда, когда с ним говорят на равных, без морализаторства, окрика, просто делясь своими наблюдениями из жизни и описывая, что в этом случае результат будет такой, а в этом – такой. Дайте ему возможность самому думать, а вы, как вперед смотрящий, разложите перед ним карту жизни. Ваш интерес к жизни ребенка должен быть действительно настоящим, а не только в той части, где надо что-то запретить или отследить. Именно приятие ребенка как взрослого человека должно лежать в основе ваших отношений с подростком, - считает психолог.

Подростку нужно знать, что вы его любите, что он вам дорог. В чем это выражается? В способности прощать. Если вчера случился конфликт, не вспоминайте о нем, не зудите, не читайте нотаций. Подросток помнит случившееся, он и сам переживает. Поэтому не ворошите вчерашнее. Скажите один раз, что вы думаете по этому поводу, и закройте тему.

Как погасить конфликт

Известный американский психолог Дж. Скотт советует во время конфликтов не бросаться обвинениями и оскорблениями, а говорить только о своих чувствах. Поэтому если вы хотите, чтобы ребенок вас действительно понял, говорите только то, что вы чувствуете в данный момент. Например, воздержитесь от оскорбительного тона, не заявляйте: «Ты ведешь себя безобразно, хамишь, грубишь!», «Развела бардак в своей комнате! Сколько можно повторять!..» и т. д.

Вместо этого озвучьте свои чувства, скажите, что вы ощущаете в данный момент. Например: «Когда ты грубо со мной разговариваешь, меня это угнетает, я переживаю из-за того, что ты меня не любишь», «Когда в твоей комнате такой беспорядок, я чувствую, что моя просьба для тебя неважна, и мне от этого больно». Возможно, ребенок в ответ скажет: «Мне плевать!». Но это лишь маска. На самом деле он запомнит ваши слова, они окажут на него воздействие. А вот оскорбления в его адрес вызовут у него еще большую агрессию. А ваши чувства для него очень важны, хоть он и старается это скрыть. Говоря о том, что вы чувствуете, вы пресечете конфликт, не дадите ему развиться дальше.

Обходитесь без критики

В переходном возрасте у подростка очень ранимая психика. Он на все реагирует чересчур обостренно. Его эмоции бурлят, поэтому его реакция может быть несоразмерна обиде. Самой острой и непредсказуемой она может быть, когда взрослые пытаются унизить его, ущемить его самолюбие.

Психика ребенка сейчас неуравновешенна, жизненный опыт отсутствует. Если он нигде не найдет понимания, то может угодить в неподходящую компанию, где, как ему кажется, его поймут. А самое страшное, что ребенок может совершить непоправимое…

Уполномоченный РФ по правам ребенка Павел Астахов считает ситуацию с детскими суицидами в России крайне тревожной. По общему числу суицидов РФ находится на шестом месте в мире. Однако по уровню самоубийств среди подростков 15-19 лет Россия занимает первое место в Европе и одно из первых мест в мире. В нашей стране смертность подростков от суицида превышает мировые показатели почти в 3 раза! И так происходит потому, что детям порой просто не к кому обратиться за помощью. «Учителя и органы опеки и попечительства далеко не всегда обращают внимание на трудную ситуацию, в которой оказался ребенок», - говорит Павел Астахов.

На всякий случай запишите номера телефонов всех друзей вашего ребенка и, желательно, их родителей. Знайте контакты учителей, педагогов кружков, которые посещает ваш ребенок.

Этот период надо пережить

Пока у вашего ребенка происходит переходный период, запаситесь огромным терпением, любовью, и главное, умением прощать. Чтобы пройти этот период без потерь, вам понадобятся дипломатия, гибкость и маневренность.

Не сюсюкайте с подростком, не приставайте нему с излишними расспросами. Будьте терпеливы и тактичны. Ваш ребенок сейчас очень раним, берегите его. Нацеливайтесь на будущее, вместе двигайтесь вперед и помните, что этот период пройдет. Надо только набраться терпения и подождать. И все будет хорошо!

Инна Криксунова, для «Фонтанки.ру»