Как играть с семимесячным ребенком. Седьмой месяц жизни — развивающие игры для малыша. Примерный режим питания при искусственном вскармливании

источник - Мэрилин СИГАЛ. “Ребенок играет: от рождения до года”

Восьмимесячные дети по-разному реагируют на незнакомые лица. Есть малыши, которым хочется пообщаться, “поговорить” и со взрослыми и с детьми. Но в этом же возрасте некоторые дети начинают бояться чужих. Желая помочь такому ребенку, постарайтесь, чтобы он почаще бывал в обществе разных людей.

Игры с телефоном
Предложите малышу “поговорить” по телефону. Можно дать ему игрушечный аппарат, а лучше настоящий, отключив его от сети. Ребенок с удовольствием подержит трубку и “поговорит” в нее.

Внимание к разным звукам
Обращайте внимание ребенка на разные звуки, всегда называя их источник: телефон, дверной звонок, папины шаги, дождик, вода, текущая из крана, лай собаки и т. д. Реагируя на звуки, маленький человек учится слушать, а это очень важно для развития речи.

Звуки, которые малыш слышит во время прогулки
Возьмите ребенка на прогулку, устроив его в обычной или легкой летней коляске. Если по дороге вы увидите птичку, услышите звук пролетающего самолета или лай подбежавшей собаки, порадуйтесь вместе с ребенком этим встречам. Покажите малышу “объект” и назовите его. “Это самолет. Самолет. Ну-ка, посмотри, где самолет?” Ребенок научится смотреть, куда вы показываете, и слова постепенно начнут у него ассоциироваться с этими восхитительными предметами, умеющими летать и бегать.

Разные “языки”
У восьмилетнего малыша появляется интерес к животным. Дайте ему рассмотреть разных пластмассовых зверей, расскажите, кто это, и продемонстрируйте, какие звуки они издают: “Собачка говорит: “гав, гав”! Где у нас собачка?”

Форма для пирога с овсяной крупой
В форму для пирога насыпьте овсяной крупы и дайте ее сидящему на траве малышу. Ему понравится размешивать крупу рукой или просыпать крупу сквозь пальчики.

Как улучшить координацию движений
Поприседайте вместе с ребенком, напевая при этом какую-нибудь песенку:
На лужайке прыгал зайка.
Вместе с ним барсук играл.
Тигр, нежась на лужайке,
Никого не обижал.
Пойте быстро, потом медленно, громко, потом тихо. Покачайте ребенка из стороны в сторону, вверх-вниз.

Прогулка “тележкой”
Когда ваш малыш лежит на животе, возьмите его сзади за ножки и приподнимите на 5 - 10 сантиметров от пола (или от земли). Пусть ребенок попробует пройти немножко на руках.

Игра “в прятки”
Малыши любят игры, в которых нужно прятаться и искать. Спрячьтесь за стулом, и пусть ребенок, подползая, попробует вас найти. Потом пусть малыш сам попробует спрятаться, а вы его ищите. Как пробраться над, под и через Передвигаясь по дому ползком или уже на ногах, ребенок обнаруживает, что его тело и все окружающие предметы имеют определенные размеры. Ему хочется узнать, подо что можно подползти, через что перелезть, до чего можно дотянуться. Чем больше у ребенка подобного опыта, тем больше он узнает о размерах своего тельца и о пространстве. Помогите экспериментам вашего малыша, предложив ему пролезть через узкий проход и под столом, перебраться через гору подушек.

Качающийся ребенок
Покачайте ребенка на руках, на качелях или посадите себе на колено, и пусть он покатается “верхом” вверх-вниз. Такие игры развивают чувство равновесия, и малыш начинает контролировать свои движения.

Заберись и достань игрушку
Если в вашей квартире есть лестница или ступеньки, используйте их для того, чтобы потренировать ребенка. Если ваш малыш находится около лестницы или на ступеньке, то положите яркую игрушку на ступеньку выше. Большинство детей любит лазать по лестнице, поэтому легче научить их забираться, чем попытаться удержать от этого занятия. Потрудившись, малыш будет особенно рад игрушке, однако не забывайте, что на ступеньках ребенок должен быть под постоянным наблюдением взрослых.

Решение проблем “Делай, как я”
Поиграйте с ребенком в “делай, как я”. Бейте в “барабан”, хлопайте в ладоши, машите рукой, дуйте, “дирижируйте оркестром”, пусть малыш повторяет ваши движения.

Ложка - инструмент
Дайте ребенку деревянную ложку и разные предметы, которые можно подвергнуть “битию”: плоскую формочку для пирога, сложенную бумажную салфетку, журнал. Покажите малышу, как колотить ложкой по их поверхности. Это занятие очень понравится ребенку, и он почувствует разницу в звуке и в ощущениях в зависимости от объекта.

Разрушаем “башню”
Постройте “башню” из кубиков и покажите малышу, как толкнуть ее. “Башня” рухнет, а вы сокрушенно прокомментируйте ее падение: “Ох, все обвалилось!” Вскоре ребенок начнет получать удовольствие от сознания, что он такой сильный и может производить такой замечательный эффект.

Чашка вверх дном
Положите на стол чашку вверх дном. Посмотрите, сможет ли ребенок взять ее за ручку и правильно поставить. Если малыш выполнит эту задачу, значит, у него есть понятие о том, в каком положении должны находиться предметы.

Положите игрушку на салфетку
Когда ребенок сидит на своем высоком стульчике, положите перед ним на салфетку какую-нибудь небольшую игрушку, но так, чтобы он не мог до нее дотянуться. Когда ребенок потянет к себе салфетку, игрушка окажется у него в руках. Если он справится с задачей, это будет свидетельствовать о том, что у малыша появилось новое представление о предметных соотношениях. Ребенок усвоил, что один предмет может находиться на другом. Если вы держите игрушку слегка над салфеткой, а ребенок все-таки тащит ее к себе, ясно, что он еще не совсем понимает, что к чему.

Игрушка под одеялом
На глазах у ребенка спрячьте под одеялом какую-нибудь игрушку. Пусть малыш сам приподнимет одеяло и найдет ее там. Ребенок еще только начинает понимать, что предметы, если их чем-то накрыть, не исчезают, а остаются на своем месте, и для него в такой игре присутствует элемент неожиданности, что вызовет неописуемый восторг.

Кастрюльки и сковородки
Кастрюльки и сковородки доставляют малышу больше удовольствия, чем любые купленные в магазине игрушки, особенно если эти кастрюльки и сковородки блестят. Покажите ребенку, как закрыть кастрюльку крышкой, пусть попробует это сделать сам. Если он успешно справится с делом, дайте ему две разные кастрюльки и крышки к ним и понаблюдайте, сообразит ли малыш, какая крышка от какой кастрюльки. Еще можно позабавить любознательного человечка, спрятав в кастрюльки какие-нибудь интересные предметы. Пусть он, открывая крышки, ищет свой “сюрприз”. Если вы ничего не имеете против небольшого шума, покажите ребенку, как бить крышкой о крышку.

Прозрачные и непрозрачные барьеры
Когда ребенок научился играть в разнообразные “прятки”, попробуйте еще один вариант. Положите игрушку за каким-нибудь прозрачным барьером. Понаблюдайте, что будет делать ребенок. Попытается ли он достать игрушку прямо, сквозь барьер, или обойдет преграду?

В какие игры можно поиграть с ребёнком от 6 до 8 месяцев.

В период от 6 до 8 месяцев ваш ребенок четко контролирует позу при сидении, встает в кроватке или манеже, держась за ограждение, активно ползает. У малыша сформировались первые привязанности и возникает тревожная реакция на появление чужих людей в доме. Кроха осваивает простые игры-подражания, подражает в своих действиях взрослым (зеркальное отражение). Развивается «лепетное говорение», ребенок начинает прислушиваться к речи взрослых, может манипулировать двумя предметами, умеет перекладывать игрушку из руки в руку, учится вкладывать предметы друг в друга, изображает работу простых механизмов.

Родителям на заметку

❧ С раннего детства внимательно наблюдайте за поведением ребенка, и вы увидите то, что позволит вам в будущем относительно легко и безболезненно справляться с возрастными кризисами.

❧ Чтобы наладить контакт с малышом, необходимо поставить себя на его место. А для лучшего понимания ребенка нужно посмотреть на мир его глазами, играть в его игры.

❧ Среди игрушек, которые вы покупаете малышу, должны быть игрушечные простейшие орудия труда и механизмы, чтобы можно было показать ребенку, как они работают.

❧ Внушение ребенку положительного, хорошего помогает ему обрести уверенность и лучше адаптироваться к окружающему миру.

❧ Игрушки довольно быстро надоедают малышу, возникает пресыщение. Поэтому следует их разделить и периодически производить замену одних другими.

Развивающие игры для детей от 6 до 8 месяцев

Кто быстрее

Цель игры: развитие координации движений, эмоционального контакта, соревновательного духа, адекватного восприятия поражения.

: разнообразные игрушки, свисток.

Ход игры: участники соревнований — малыш и папа, судья — мама. Мама показывает малышу игрушку и устанавливает ее на небольшое расстояние от ребенка и отца со словами: «Где мишка (или иная игрушка)? Давайте доберемся до мишки», свистит в свисток, давая старт. Малыш и папа начинают движения к игрушке, во время которых необходимо подбадривать кроху. После того как ребенок придет к финишу первым, похвалите его, похлопав в ладоши: «Молодец». Добравшегося до игрушки малыша оставляют для самостоятельной игры с ней. После игры игрушку ставят на место.

Стоит отметить, что ребенок не всегда должен быть победителем, но и в случае проигрыша вам необходимо его успокоить и похвалить, чтобы от игры оставался положительный настрой, а неудачи не воспринимались как катастрофа.

Головой качает слон: да, да, да

Цели игры: получение утвердительного ответа на вопрос взрослого, развитие речевого общения.

Необходимые материалы и наглядные пособия : игрушечный слон, одеяло.

Рекомендации: если папа и мама будут изображать семью слонов, то ребенок включится в игру намного быстрее. Предостережение: если ребенок не в настроении, отложите игру, иначе ваши действия породят в малыше двойственность чувств, если его желания не совпадут с ответом, который вы от него ждете.

Ход игры.

1-й вариант: папа или мама садятся на пол вместе с малышом, на расстеленное одеяло. Папа показывает малышу игрушку и изображает, как слон качает головой: вверх-вниз, вверх-вниз. При этом задает вопрос: «Что говорит слон?», и сам отвечает на этот вопрос: «Слон говорит "ДА" — вверх-вниз, "ДА" — вверх-вниз»:

Головой качает слон,

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Что сегодня скажет он?

Вверх-вниз, вверх-вниз,

«ДА» сегодня говорит,

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Затем папа предлагает малышу сказать вместе со слоном «Да», кпвая головой, вверх-вниз. В дальнейшем прибегайте к этой игре, когда от ребенка требуется утвердительный ответ: «Пойдем гулять?», что слоник говорит — «Да» и т. д. Игра требует эмоционального подъема.

2-й вариант: играют по возможности все члены семьи. Предварительно рассказывается сказка о семье слонов: жили-были папа-слон, мама-слониха и маленький сын-слоненок. Когда малыш хотел кушать, он спрашивал папу: «Ты хочешь кушать?» И папа отвечал, качая головой вверх-вниз: «Да», «Да» (в этом месте сказки папа изображает большого слона и качает головой, говоря при этом «Да»). Потом слоненок бежал к маме и спрашивал ее: «Мы будем есть кашу?», и мама утвердительно отвечала: «Да» (мама, изображая слониху, качает головой и говорит «Да»). Мама и папа садятся за стол и спрашивают ребенка: «Ты хочешь кушать?» Малыш, как слоненок, отвечает, кивая головой вверх-вниз, а папа с мамой говорят: «Да», «Будешь есть кашу?» — «Да». Одна рекомендация: играть, используя данную сказку, можно в том случае, когда ребенок проголодался, тогда происходящее будет соответствовать действительности. Согласно ситуации придумывайте и другие варианты сказки: слоны идут гулять, слоны идут спать и т. д.

В дальнейшем на ваши вопросы ребенок будет давать ответы в виде качания головы вверх-вниз, значит, «Да».

Прятки (или «Где ты?»)

Цель игры: развитие навыка коллективной игры, эмоционального контакта.

Одеяло.

Ход игры: сядьте в круг, определите при помощи считалочки (варианты считалочек вы найдете в главе «Бабушкин сундук»), кто будет водить:

Вышла мышка как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре,

Мышка дернула за гири.

Вдруг раздался сильный звон.

Выходи из круга вон!

Прячьтесь сначала вместе с малышом, чтобы он усвоил правила игры. Тот, кто ищет, комментирует результаты своих поисков: «Где все?», «Под кроватью нет и за шторой нет», «Нашел, ура!»

Ребенок тоже может искать спрятавшихся. Сначала Вы можете подавать голос для того, чтобы малыш заинтересовался и пытался вас искать, в дальнейшем откажитесь от этого приема и понаблюдайте, что он будет предпринимать. После того как малыш вас нашел, похвалите его: «Нашел маму (папу), какой молодец». Обязательно возьмите ребенка на руки, подбросьте вверх, прижмите к себе.

Кузнец. Телефон

Цель игры: развитие целенаправленных действий по просьбе взрослого.

Необходимые материалы и наглядные пособия: игрушечный молоток, игрушечный телефон.

Ход игры.

Кузнец. Возьмите в руки игрушечный молоток, изображая работу кузнеца, приговаривайте:

В наковальню бьем,

Колокольчики куем!

Колокольчики звенят,

Колокольчики гремят:

Тук,тук,тук,тук,

Приударим разом вдруг!

Тук,тук,тук,тук.

Дайте малышу в руки молоток, покажите ему, как необходимо работать молотком. Ребенок стучит молотком, а вы вновь приговариваете, заканчивая стихотворение словами: «Тук, тук, тук, тук...»

В дальнейшем попросите ребенка показать, как работает кузнец. Когда он начинает стучать молотком, приговаривайте: «Тук, тук, тук, тук». В конце игры похвалите ребенка и положите молоток на место.

Телефон . Покажите ребенку на игрушечном телефоне, как им пользоваться, набирать номер, изобразите, как звенит телефон (если игрушка не издает подобных звуков), объясните малышу, когда надо снимать трубку: звонок — снял трубку — АЛЛО...

Используйте для этого стихотворение Корнея Чуковского «Телефон» (или какое-либо другое, на ваше усмотрение), читайте его в лицах, расставляйте голосом необходимые акценты.

— У меня зазвонил телефон (Цзынь-нь-нь-нь).

— Откуда?

— От верблюда.

— Что Вам надо?

— Шоколада.

Наблюдайте, как ребенок будет проводить игру самостоятельно. Если телефон не имеет звонка, озвучьте звонок сами. В конце игры обязательно похвалите малыша, вместе положите телефон на место.

Похлопаем в ладоши

Цели игры : закрепление целенаправленных движений в ответ на просьбу взрослых, развитие чувства ритма.

Ход игры: в конце любой игры, когда вы хвалите малыша за достигнутые успехи, заканчивайте похвалу словами (варианты могут быть самыми разнообразными): «Саша (имя ребенка) сегодня хорошо играл, молодец, давай покажем, как он хорошо играл? Давай похлопаем в ладоши: «Хо-ро-шо, мо-ло-дец» (в такт слогам хлопайте в ладоши). Малыш довольно быстро перенимает ваши движения. В дальнейшем просите ребенка показать, как он сегодня играл, ел, спал, гулял и т. д. Данная игра, которая проходит на эмоциональном подъехле, создает хорошее, радостное настроение. Хлопанье в ладоши может быть использовано и для выражения радости: «Ура! Папа пришел», «Ура! Идем гулять», «Ура! Будем играть».

2 игрушки

Цель игры : выработка координации движения, умения манипулировать двумя игрушками, быстроты реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия : яркие пищащие игрушки, одеяло.

Ход игры: посадите ребенка на пол, на расстеленное одеяло, сядьте рядом с малышом, положите рядом с ним несколько игрушек, пусть малыш выберет одну из них и начнет играть, остальные игрушки незаметно уберите. Дайте ребенку «новую» игрушку, предлагайте ее то со стороны свободной руки, то со стороны занятой. Если малыш отпускает свою игрушку и тянется за новой, попытайтесь ему вновь предложить оставленный им предмет то со стороны свободной руки, то со стороны занятой. Повторяйте действия до тех пор, пока малыш не научится перекладывать игрушку из занятой руки в свободную, чтобы взять другую игрушку. Когда кроха выполнит задание, похвалите его за усердие. Понаблюдайте, как будет вести себя ребенок, если в начале игры невыбранные игрушки не убирать, а оставить в поле зрения малыша и привлечь его внимание их пищащими звуками, Посмотрите, как он распорядится свободной рукой самостоятельно. После игры все игрушки необходимо вернуть на их место.

Неваляшка, Ванька-встанька

Цель игры : развитие координации движения, навыков коллективной игры

Необходимые материалы и наглядные пособия: одеяло, подушки.

Ход игры : на полу расстелите одеяло, положите на него несколько подушек, посадите на одеяло ребенка и сядьте с ним рядом. Тихонько толкните ребенка, чтобы он повалился на подушки, при этом весело скажите: «Маша (имя ребенка), как Неваляшка, упала на бок, посмотрите, как быстро встала», затем вновь тихонько толкните ребенка на подушки:

Неваляшка не устанет,

Ляжет, встанет,

Ляжет, встанет.

Похвалите малыша за то, что он быстро встает и такой неутомимый.

Для мальчиков используйте название игрушки Ванька-встанька.

Ванька, встань-ка,

Мы попросим,

«Не устал ли, Ваня?», спросим.

Ваня лег, Ваня встал,

Но нисколько не устал.

Изображайте, что вы тоже упали, когда малыш дотрагивается до вас, это вызовет у него бурю восторга, радостное настроение, которое создается в игре, это залог взаимопонимания между вами и ребенком.

Значительно ускоряют физические и психические процессы, ведь именно с их помощью , мыслительные навыки, и прочее.

Игры должны способствовать тому, чтобы у ребенка сохранялся . Основное правило: активные занятия должны приходиться на утро и послеобеденное время, а спокойные - на вечер.

Идеальным временем для игры считаются те моменты, когда малыш сыт, выспался, его ничего не беспокоит.

Семимесячные дети могут заниматься одним видом упражнений не более пяти минут, поэтому не стоит долго концентрироваться на чем-то. Если заметно, что малыш устал или , значит, можно смело переходить к другой игре.

Развиваем интеллект малыша

В 7 месяцев ребенок активно изучает окружающее пространство - малыша интересует буквально все, что попадается на пути, поэтому важно вовремя убрать предметы, которые могут принести вред. Поскольку карапуз уже понимает большую часть того, что говорит ему мама, игры в этом возрасте становятся по-настоящему интересными для обеих сторон.

Доступные развивающие игры для детей 7 месяцев дома:

  1. волшебные шкатулки . Необходимо взять несколько разных по размеру коробочек и проделать в них небольшие отверстия. Внутрь нужно поместить интересные предметы (по одному): маленькое зеркальце, ложку, резиновую игрушку. Ребенок достает из коробок мелочи, если получается - помещает их обратно, а мама в процессе рассказывает о назначении каждого из них;
  2. «угадай, где» . Для игры можно использовать сжатые кулаки взрослого, но интереснее будет, если взять два цветных пластиковых стакана. Их нужно перевернуть, спрятав под один интересный небольшой предмет. Быстро двигать емкости по столу в хаотичном порядке. Задача ребенка: угадать, где спрятано «сокровище»;
  3. «выбери игрушку» . Это простая, но очень увлекательная игра, направленная на развитие мыслительных функций. В обе руки ребенку дают по игрушке, а затем предлагают третью. Чтобы взять ее, малышу приходится отпустить одну из первых двух;
  4. «потяни и возьми» . На салфетку или платок нужно разместить небольшую, но интересную для крохи игрушку, так, чтобы он не мог до нее дотянуться. Задача: показать ребенку, что желанное можно достать, подтянув край тряпочки на себя;
  5. «разрушение башни» . Перед крохой нужно строить конструкции из легких кубиков и давать малышу их разрушать;
  6. «прятки» . Можно скрывать яркие предметы под пеленкой или небольшим одеялом, а затем давать крохе возможность их находить. Прятаться может и мама, например, за углом, за манежем или за той же тканью.

Не стоит расстраиваться, если малыш пока не может освоить ту или иную игру - пройдет совсем немного времени, и он это обязательно сделает.

Игры для развития речи

  • кубики разных размеров и цветов;
  • сортеры;
  • барабан, детское пианино и другие ;
  • пирамидка;
  • книжки с плотными страничками. Подойдут и пособия со встроенным звуковым модулем (они поют, читают сказки и т.д.);
  • безопасное зеркало;
  • игрушки на колесиках. Это могут быть не только машинки, но и фигурки животных и прочее;
  • с разными поверхностями, например, ушки могут шуршать, хвостик - звенеть и т.д.

Игрушки сами по себе не принесут крохе большой пользы - ее он может получить, если с малышом будет заниматься кто-то из взрослых. Наибольший позитив младенец получает, если совместные исследования окружающего мира с ним проводит мама.

Видео по теме

Об интеллектуальном развитии ребенка 7-8 месяцев по методике “Маленький Леонардо” в видео:

Иногда малыши отказываются играть с яркой пирамидкой и совсем не интересуются сортером, зато с восторгом бьют ложкой по обычной кастрюле. Не стоит ограничивать мальчишку или девчонку - пусть он или она занимаются с тем, что приносит радость. А маме остается лишь заботиться о том, чтобы этот предмет был безопасным.

С каждым месяцем игры становятся все интереснее, но я в очередной раз призываю вас не забывать и о тех занятиях, которые вы начали проводить в предыдущие месяцы. Вы наверняка заметили, что ребенок во многом является настоящим консерватором. Он может отказываться кушать из новой тарелки, расстраиваться оттого, что вы вдруг решили укладывать его спать под новую колыбельную песенку или повесили игрушку на коляску не с той стороны, с которой он привык ее видеть. Поэтому регулярное повторение знакомых игр и занятий и полюбившихся малышу песенок и потешек – залог его хорошего настроения и благосклонного отношения к новым занятиям, которые вы предложите ему в этом месяце.

Для начала хочется сказать несколько слов о различии темпов развития семимесячных малышей. Некоторые детки в 7 месяцев уже уверенно сидят и даже пытаются вставать, держась за опору. Другие – даже не предпринимают попыток сидеть. Не стоит волноваться, ведь во многом это определяется не скоростью развития и даже не уровнем физической «подготовки» малыша, а, скорее, его темпераментом. Подвижные, активные, любознательные малыши раньше своих более спокойных и самодостаточных сверстников начинают переворачиваться со спины на живот и обратно, ползать, садиться, вставать и ходить. Так что если ваш семимесячный малыш еще не сидит, несмотря на ваши регулярные занятия гимнастикой и массажем, – просто наберитесь терпения и продолжайте занятия. Уверена, к 8 месяцам ребенок обязательно сядет самостоятельно. Если вы очень беспокоитесь, проконсультируйтесь по этому вопросу с неврологом.

Особенно не стоит торопить процесс самостоятельного вставания малыша. Гораздо полезнее для пока еще слишком слабых для обеспечения прямохождения позвоночника и мышц спины будет стимулировать ползание – как можно больше и как можно дольше. Даже для годовасика, который уже сделал свои первые шаги, ползание на четвереньках является чрезвычайно полезным упражнением, направленным на укрепление практически всех групп мышц.

После этого небольшого отступления давайте вернемся к теме, как развивать ребенка в 7 месяцев. Хочу напомнить, что в прошлом месяце ваш начинающий ползать малыш стал пытаться преодолевать на своем пути преграды в виде ваших ног и небольших диванных подушек. В этом месяце это упражнение можно усложнить и разнообразить.

Наперегонки
Опускайтесь на пол вместе с вашим семимесячным малышом и устройте гонки ползком. Ползите в направлении игрушки, установленной в другом конце комнаты, ползите навстречу друг другу, стимулируйте ребенка ползти за вами или ползите за ним, чтобы ласково пощекотать его пяточки. Вариантов масса, а цель, в общем-то, одна – как следует повеселиться и сделать полезное во всех отношениях ползание еще и интересным для ребенка.

Ползком на горку
Начатое в прошлом месяце упражнение «Полоса препятствий» на седьмом месяце можно дополнить ползанием по наклонной поверхности вверх. Для этой цели идеально подойдет какая-нибудь широкая полка, обернутая одеялом или гладильная доска. Установите ее на небольшое возвышение (например, диванный валик) так, чтобы угол наклона составил около 30 градусов. На вершину вашей импровизированной горы положите кубик или другую игрушку, которая сможет заинтересовать ребенка. Будьте рядом, чтобы подстраховать вашего маленького скалолаза. Ползти вниз по наклонной плоскости для семимесячного малыша пока еще сложно, поэтому будьте готовы подхватить его на вершине, чтобы он смог продолжить свой путь по полосе препятствий.

Ползем и… массируем ручки
Сейчас, когда ваш малыш все больше времени проводит перемещаясь по полу, полезным предметом в вашем доме станет массажная дорожка. Ее можно купить в специализированных ортопедических магазинах или сшить самостоятельно. Вкратце – это текстильная дорожка, на которую нашиты разнообразные по фактуре материалы – мешочки с крупами, деревянные палочки и колечки, упругие, мягкие и шершавые губки, пуговицы разного размера, пластиковые решетки, шнуры и т.д. Когда кроха научится ходить, эта дорожка пригодится для профилактики плоскостопия, а пока он будет ползать по ней, хватать и перебирать различные элементы дорожки и развивать тактильное восприятие и мелкую моторику.

Где фрукт?
Ваш кроха уже попробовал первый прикорм? Самое время поиграть в эту забавную игру. Удобнее всего будет сделать это прямо после еды, пока кроха сидит в своем детском стульчике. Возьмите кусочек банана, персика или другого мягкого фрукта, который безопасен для малыша (можно также использовать кусочек отварного кабачка, цветной капусты или брокколи) и на глазах ребенка накройте его пластиковым стаканчиком. Затем поставьте еще 2 пластиковых стаканчика вверх дном на столик и подвигайте их. Предложите малышу найти фрукт или овощ. Выражайте удивление, когда под стаканчиком не оказывается добычи и порадуйтесь вместе с крохой, когда его поиски наконец-то увенчаются успехом. По этому же принципу можно играть, спрятав под стаканчиком небольшую игрушку.

Найди музыку!
Спрячьте в комнате в поле зрения малыша музыкальную игрушку или телефон с включенной приятной мелодией. Убедитесь, что ребенок слышит музыку. Спросите его: «Где музыка?». Вместе ползайте по комнате в поисках источника звука. Игра стимулирует ползание, способствует развитию слухового сосредоточения, зрительно-слуховой координации.

Побарабаним?
В возрасте 7 месяцев дети любят стучать разными предметами друг об друга. Вам пора готовить обед? Отлично. Расстелите на полу одеяло и усадите ребенка. Дайте ему 5-6 различных мисок или кастрюль и большую деревянную ложку, которая сыграет роль барабанной палочки. Пусть кроха гремит в свое удовольствие. Игра способствует развитию чувства ритма, дифференциации слухового восприятия, логики (я стучу – слышу звук), формированию представлений о свойствах различных материалов (ребенок слышит разный звук металлических, деревянных, пластмассовых «барабанов»).

Бибабо
Не знаю, используете ли вы в ваших играх перчаточную куклу («бибабо»)? Если нет, самое время такой обзавестись - купить, связать или сшить. Вариантов использования кукол «бибабо» в занятиях с ребенком – великое множество. Кукла может помочь накормить малыша, успокоить его, сделать ему легкий массаж-поглаживание перед сном, рассказать сказку, поиграть и даже стать героем кукольного театра.

Кубик с секретом
А вот еще одна полезная и простая в изготовлении игрушка, которая способствует развитию согласованности движений рук. Вам понадобится кубик или небольшая коробочка с длиной ребра примерно 8-10 см. На одну из граней наклейте или нарисуйте яркую картинку, например уточку. Дайте ребенку возможность рассмотреть изображение, а затем поверните кубик другой стороной (без картинки). Удивитесь: «Где же уточка?». Покажите малышу, как искать картинку, поворачивая кубик в руках. Если это действие еще слишком сложно для малыша, предложите ему искать картинку, положив кубик перед собой и переворачивая его сбоку на бок. Поэкспериментируйте, наклеив картинку на коробочку цилиндрической формы (например, на бутылочку от йогурта).

Шкатулка
Если у вас дома найдется легкая шкатулка или другая емкость с откидывающейся крышкой, можно поиграть так. Заранее положите какой-нибудь интересный предмет (ложка, ключи, мелкая игрушка) в шкатулку и погремите им перед малышом. Спросите его: «Что это гремит внутри?». Дайте крохе немного времени, чтобы самому найти способ открыть шкатулку.

В шкатулку также можно складывать и выкладывать из нее различные предметы. Для семимесячного крохи это все еще остается интереснейшим занятием. А если вы позаботитесь о том, чтобы дать ему разные на ощупь и сложные для захвата предметы для складывания, то это занятие станет еще и развивающим. Вот несколько идей:

Помпоны из ниток;

Ватные шарики;

Пластиковые крышки от бутылок;

Пробки от шампанского;

Монеты (вымытые с мылом и прокипяченные);

Семечки;

Консервированная кукуруза или горошек;

Шурупы и гайки;

Бусины;

Нарезанные коктейльные трубочки;

Фигурные макароны (сырые или вареные).

В завершение нашего разговора о том, как развивать ребенка в 7 месяцев, хочу сказать о том, что несмотря на то, что малыш еще не скоро скажет свое осмысленное первое слово, уже сейчас его голосовой аппарат и мозг находятся в процессе активной подготовки к освоению речи. Поэтому очень важно много разговаривать с ребенком, давать ему возможность видеть (и даже ощупывать) ваш рот в процессе произнесения слов, говорить с ребенком четкими, короткими фразами, называть все, что попадает в его поле зрения и привлекает его внимание. Уже в этом возрасте вы можете начинать использовать в речи различные звукоподражания, которые впоследствии и станут первыми словами вашего крохи. Например, когда вы играете с игрушечными уточкой, собачкой, киской или рассматриваете их изображения в книжках, не забывайте многократно повторять, как говорят эти животные: «Уточка крякает: «Кря-кря». Собачка лает: «Гав-гав» и т.д.». Используйте звукоподражания не только для животных, но и для других предметов, окружающих ребенка. Например, телефон звонит «дзинь-дзинь», часы тикают «тик-так», дудочка дудит «ду-ду», мишка идет «топ-топ», кубик упал «бух» и т.д. Чем больше и чаще ребенок будет слышать такие звукоподражания, тем скорее он порадует вас первыми словами.

Совместные игры с ребенком в 7 месяцев являются одним из самых простых и приятных, но при этом действенных способов воспитания и развития малыша. Если правильно подобрать игрушки и не просто дать их ребенку, а спланировать интересные занятия, можно рассчитывать на правильное формирование систем и органов, становление психики и сенсорного восприятия мира, быстрое оттачивание речевых навыков и интеллекта.

Чтобы играть с малышом и получать от этого пользу, не обязательно приобретать столь популярные сегодня развивающие комплексы. Лучше использовать предметы, которые постоянно окружают детей и не вызывают у него непонимания и неприятия. Работать с детьми (а игры в столь нежном возрасте – это именно тяжелый труд) нужно ежедневно, затрагивая при этом все направления их развития.

Что должен уметь делать ребенок в 7 месяцев?

Изначально нужно определиться с целями, которые должны выполнять игрушки и совместные с родителями мероприятия. Плохо, если они проводятся только чтобы занять детей на некоторое время или успокоить, это обязательно отложится в подсознании ребенка, ассоциируясь с пустым времяпрепровождением. Если же играть с 7-месячным грудничком с пользой, то у него всегда будет положительное отношение к учебе, а к выбору игр он будет подходить осознанно и с конкретной целью.

Развивающие игры для малышей преследуют сразу несколько целей: отработка физических показателей, формирование речевого аппарата, стимулирование сенсорного восприятия. Рекомендуется завести дневник и в нем отмечать появление у ребенка новых навыков, закрепление недавно освоенных. Игрушки и мероприятия нужно подбирать так, чтобы к концу 7 месяца жизни у малыша присутствовали базовые умения во всех перечисленных сферах.

В плане физического развития грудничок должен уметь следующее:

  • Ползать во всех направлениях, быстро и без капризов. Может заползать на невысокие горки по покатым ступеням.
  • Пытается самостоятельно садиться и очень любит заниматься гимнастикой, направленной на отработку нового навыка.
  • Способен самостоятельно переходить из сидячего положения в какое-нибудь другое.

Совет: Если малыш по каким-то причинам существенно отстает в физическом плане, то с ним нужно играть в менее активные игры, поставив адекватные цели. Любое действие, подразумевающее непосредственное участие незрелого для своего возраста новорожденного, должно быть согласовано с педиатром, иначе возникает риск нарушения правильности формирования систем и органов.

  • Уже сам пытается стоять у опоры, после чего может встать на четвереньки или попытаться сесть.
  • Держась за опору, пытается делать боковые шаги.

Речевое развитие – это не только способность детей говорить, но и их навыки в восприятии обращенных к ним фраз. Занятия должны строиться таким образом, чтобы в арсенале зрелого 7-месячного малыша присутствовали следующие умения:

  1. Он способен выполнять какие-то действия в ответ на обращенную к нему просьбу.
  2. Малыш уже знает слова некоторых потешек (Ладушки, Сорока) и начинает воспроизводить соответствующие действия, если мама начинает читать стишок.
  3. Ребенок активно лопочет, выговаривает отдельные слоги.
  4. В ответ на обращенный ему вопрос «Где?» дети указывают на нужные игрушки, предметы, людей или хотя бы ищут их глазами.
  5. Большая часть детей уже хорошо знают свое имя и реагируют на него.

Развивающие игры, направленные на активизацию сенсорных центров, позволят добиться следующих результатов:

  1. Малыш начнет узнавать знакомые предметы с разного расстояния, под разным углом, в непривычной для них атмосфере (например, на другой полке).
  2. Он пытается обследовать свои игрушки и другие доступные изделия всеми возможными способами, все новое вызывает у него интерес.
  3. Способен манипулировать сразу несколькими вещами, а не одной, как раньше. В процессе игр активно пользуется двумя руками.
  4. Начинает понимать смысл прямых и обратных действий (сбирает и разбирает игрушки, снимает и надевает вещи).
  5. Правильно оценивает особенности и свойства предметов (шарики катает, кубики ставит друг на друга, крышки открывает и закрывает).
  6. Внимание детей в этом возрасте может задерживаться на интересном предмете до 3-6 минут, если занятия проходят вместе с взрослым – до 8-10 минут.

Все перечисленные способности у малышей быстрее всего формируются именно в процессе игры. Но манипуляции эти должны быть особенными и специфическими.

Оптимальные игры, развивающие физические свойства и силы организма

В основном в 7 месяцев все манипуляции и игры направлены на укрепление мышечного корсета и подготовку ребенка к первым шагам. Заниматься нужно в двух направлениях – работать с мышцами брюшного пресса и спины, усовершенствовать навык ползания. В первом случае используется методика присаживания грудничка из стандартного положения на спине и из положения на спине за одну руку, путем фиксации коленей. В процессе работы нужно использовать игрушки, чтобы заинтересовать малыша. Постепенно мама должна задействовать все меньше физических сил, побуждая грудничка к самостоятельным действиям.

Занятия по ползанию организовываем следующим образом. Берем игрушки, которые могут издавать звуки, и раскладываем их на полу комнаты, прикрываем тонкими салфетками. Ребенка усаживаем или укладываем на пол, активируем одну из игрушек. Она должна заинтересовать ребенка своим звуком, заставляя подползти и поднять салфетку. Так делаем несколько раз, со временем малыш даже может сам начать понимать, что под салфетками есть сюрпризы и начнет ползать без стимулов. Желательно не просто добиться, чтобы малыш ползал от одного сюрприза к другому, а пытался играть с игрушками какое-то время.

Игры, подразумевающие развитие речи

В 7 месяцев одним из самых действенных способов развития речи является проведение игровой переклички с ребенком. Занятия строятся по следующей схеме:

  • Начинаем с подготовки. Наклоняемся над малышом, чтобы он сосредоточился на лице мамы, и несколько раз произносим его имя, растягивая гласные, меняя интонацию, но не модифицируя слово. Повторяем несколько раз и делаем паузу в 15 секунд.
  • Произносим звуки и слоги, которые малыш уже использует в своей «речи» и делаем после них небольшие паузы. Если грудничок пытается их повторить, делаем еще несколько повторов.
  • Подключаем игрушки со звуком. Просто даем ребенку послушать их несколько секунд.
  • После этого пытаемся задействовать звучащую игрушку в игре, выполняем с ней какие-либо действия, подкрепляя их звуком.
  • Опять выполняем упражнение на повтор слогов.
  • В заключение читаем малышу стишок, поем песенку или играем в потешку.

Хороший эффект дает прослушивание аудио записей со сказками, но только в том случае, если мама будет слушать их вместе со своим карапузом, проговаривая отдельные ключевые слова или подкрепляя рассказ действиями. Продолжительность такой игры не должна превышать 5 минут. Прослушанную запись рекомендуется использовать в течение нескольких занятий, это позволяет тренировать память и внимание у детей, они радуются, когда слышат уже знакомые слова и звуки.

Развлечения, направленные на сенсорное развитие

В данном случае развивающие игры основываются на изучение свойств и характеристик привычных предметов.

  • Сначала нужно вызвать интерес у малыша, делаем это с помощью новой или любимой игрушки. Желательно, чтобы ребенок самостоятельно подполз к изделию и начал с ним играть, рассматривая со всех сторон.
  • После того, как интерес будет потерян, его нужно освежить. Для этого подключается кто-то из родителей и начинает показывать возможности предмета. Он показывает, как игрушка катается, прыгает, пищит, разбирается и собирается или делает другие не менее интересные вещи. За один подход лучше всего ограничиваться 1-2 действиями. Желательно, чтобы ребенок их повторил.
  • Когда интерес опять утрачен, подключаем эффект внезапного появления предмета. Достаем его из мешка, из-под стола или салфетки, из-за спины. Показав ребенку, опять прячем изделие, провоцируя интерес грудничка.
  • Через какое-то время можно подключать вспомогательные предметы. Это могут быть коробка с крышкой или сумочка с простой застежкой, из которых карапуз должен достать любимую игрушку.

Помимо этого, нужно стараться учить детей новым действиям. Можно выполнять их непосредственно руками малыша, вырабатывая мышечную память, показывать и ждать, пока он повторит или побуждать его к самостоятельным действиям самой речью. Главное, чтобы ребенку все эти манипуляции доставляли удовольствие.