Вологодское кружево промысел. Вологодское кружево: азы удивительного искусства. Виды кружев, инструменты и материалы

Вологодское кружево известно своей изысканной красотой и неповторимыми узорами далеко за пределами страны. Кружевницы затрачивают много часов кропотливой работы с коклюшками для плетения воздушных узоров и орнаментов, создавая уникальные изделия - салфетки, скатерти, шляпы, накидки, зонтики, пелерины и многое другое.

В статье расскажем, откуда появился такой вид искусства на Руси, как выполняются работы кружевницами, что необходимо знать начинающему мастеру про плетение коклюшками, какие материалы нужно подготовить, чтобы начать изготавливать даже простые кружевные вещи.

Искусство плетения вологодского кружева требует усидчивости, ловкости рук, терпения и аккуратности в работе. Даже небольшая ошибка способна испортить внешний вид изделия. Именно поэтому мастера используют специальную схему, которая носит название сколок. Как ее создавать и с ней работать, расскажем немного позже, а сейчас несколько слов об истории вологодского кружева.

Традиции

Придумали плетение из ниток французские и итальянские мастера еще в 16-м веке. В нашу страну привезли такие изделия русские князья, которые были очарованы воздушными кружевами. Традицию изготовления плетенных узоров продолжили мастера Вологодской губернии. Первое упоминание про вологодские кружева относится к 1820 году. Мастерицы-крепостные делали для помещиков украшения для одежды и белья.

Сначала женщины копировали узоры западных мастеров, но со временем начали воплощать в кружевах собственные творческие идеи. Количество мастеров росло с каждым годом, как и популярность такого искусства. Открывались фабрики, которые изготавливали изделия для продажи в Санкт-Петербурге и Москве.

Техника плетения вологодского кружева стала преподаваться в специализированных учебных заведениях, передалась из поколения в поколение. С начала 20-го века работы художниц выставлялись на выставках в Париже и Брюсселе, завоевывали золотые медали на различных конкурсах.

С появлением Интернета каждый желающий может научиться делать вологодские кружева. Рассмотрим и мы основы данного народного творчества. Для начала узнаем, чем эти кружева отличаются от любых других.

Уникальность техники

Основной особенностью вологодского кружева можно назвать наличие четкого разделения рисунка и фона. Орнамент представляет собой плавные широкие изгибы, напоминающие ленту, которая вьется непрерывной линией, нигде не пересекаясь. Это могут быть изображения цветов, птиц, животных и даже гербов или храмов. Фон при этом остается воздушным, невесомым, очень нежным. В итоге изделия получаются объемными и выразительными.

Народные промыслы вологодских кружев узнаваемы плетением длинной тесьмы, которая скрепляется "сцепками" или "решетками". Их мастера выполняют обычным вязальным крючком отдельно. Такие кружева называют "сцепными". Рисунки в такой технике получаются более разнообразные. Это уже не только цветы или растительный орнамент, но и всякие фантастические существа, геометрические фигуры, изображения людей и строений. Для плетения используют всего от 6 до 12 пар деревянных коклюшек (держателей ниток). Для тканных кружевных изделий их понадобится значительно больше (60 и более).

Есть мастера - "мерницы", которые делают кружево, создавая одновременно и рисунок, и фон. Это уже "парное" плетение. Часто оно представлено простыми мерными отрезками кружева. Из рулона отрезается нужное количество для декорирования одежды. Узоры в парных кружевах незатейливые, в основном это ромбы, треугольники, кружки и другие фигуры.

Элементы фона

Существует несколько вариантов заполнения фона для кружева:

  • "Насновки" - это детали, состоящие из плотных овалов или квадратов, заполняющих пустоты между изгибами тесьмы.
  • "Плетешки" - это узор, состоящий из тонких шнурочков, сплетенных в ажурную решетку.
  • Отвивные петельки на "плетешках" - это крученные нити, придающие фону большую воздушность.

Необходимые материалы

Для работы с кружевами нужно приготовить различные приспособления и материалы. Нити используют плотные и натуральные. Это хлопок или лен.

Основной инструмент для создания изделия - коклюшки. Это выточенные или резные деревянные палочки, у которых нижняя часть имеет утолщение, а сверху делается отделение для наматывания нити. Для каждого узора требуется разное количество коклюшек, поэтому покупать лучше целый набор (от 60 штук и выше). Делают их из клена или яблони, ели или калины. Долго будут служить можжевеловые.

Выполняют плетение на куфтыре. Это валик (труба из ткани), имеющий форму цилиндра. Для удобства он располагается на подставке - пяльцах. Наполняют валик соломой, опилками или овсяной шелухой.

Готовая схема узора из нитей называется сколок. Чертится он на белой или цветной бумаге и булавками крепится к валику. Тонкие "гвоздики" или булавки с бусинкой на конце во время работы будут удерживать нити. Их понадобится не одна сотня, поэтому на них не экономьте. Также для связывания тесьмы фоном понадобится вязальный крючок, размером 0,5-0,8 мм.

Сколки вологодского кружева

Это графическое изображение будущего полотна. Без такой схемы плетения невозможно сделать кружево. Раньше на подобные рисунки собирали средства всей деревней, бережно хранили и передавали от матери к дочери. Сейчас все намного проще. Сколок вологодского кружева можно просто скопировать из Интернета и отпечатать на принтере.

Для хранения его можно прикрепить на картон, а сверху положить лист кальки. Это значительно увеличит срок его службы, да и во время работы не будут пачкаться белые нити. Сколок должен иметь размер в натуральную величину. Точки соединения линий на схеме - это места размещения булавок.

Как нарисовать сколок самостоятельно

Сначала простым карандашом делается набросок линии, которая, нигде не пересекаясь, составляет непрерывный узор. Попробуйте сделать квадратную салфетку. Здесь не важны точные размеры, как, например, при плетении воротника или головного убора.

Чтобы получилась ровная широкая лента, воспользуйтесь плакатным пером. Обведите аккуратно линию, используя черную тушь. Это поможет понять, как будет смотреться узор на изделии. Потом переносится лента на другую бумагу через кальку двумя линиями, и вручную между ними размещают традиционные ломаные линии и точки, на которые будут прикалываться булавки. Зигзаги передают движение пары коклюшек внутри полотнянки.

Наматывание нити на коклюшки

Подготовка к работе включает наматывание нитей на деревянные коклюшки. Работают они только в паре, однако накручивание нитки происходит поочередно.

Рассмотрим подробнее, как это делается:

  • Удерживая в правой руке одну из парных коклюшек, левой прижимается нитка к узкому месту деревянной палочки.
  • Делается пару оборотов для укрепления конца нити.
  • Потом выполняют вращательные движения коклюшкой, чтобы на всю поверхность шейки равномерно намоталась нитка. В это время пальцами проверяют равномерность натяжения и распределение ее по всей длине.
  • Достаточно будет 3 метров нити. В конце делается петля, на которой будет прочно держаться палочка во время работы.
  • Дальше из мотка нужно отмотать столько же нитей и отрезать край ножницами.
  • Продолжение ее аналогично накручивается на шейку другой палочки.
  • Когда между коклюшками остается 20 см нитки, делается петля и надежно закрепляется вторая палочка.

Подготовка валика

Перед началом работы укрепляется сколок на валик. Для этого используют плотный картон, соответствующий размеру будущего кружева. Чтобы он не свалился с куфтыря, нужно его укрепить булавками по всем четырем сторонам. Затем на подготовленный картон прикрепляют сам сколок. Дальше предстоит кропотливая работа по накалыванию во все имеющиеся точки булавок.

Закрепление пары коклюшек

Закрепительная петля обеспечивает свободную работу коклюшек в паре, она прочно фиксирует намотку. Чтобы ее сделать, нужно, удерживая палочку в одной руке, большим пальцем хорошо натянуть нитку. Коклюшка заводится под ней, а верхнюю часть протягивают в петлю, чтобы ее затянуть. Так укрепляют все коклюшки, но длинной дугу не делают, чтобы коклюшка не свисала ниже куфтыря. Оставить необходимо примерно 15 см. Во время работы палочку держат за середину нижней ручки, к ниткам руками не прикасаются, чтобы они не испачкались.

Приемы плетения кружева

Перед началом работы по созданию кружева потренируйтесь в технике переплетения нитей между собой. На гвоздик вешается за середину нити пара коклюшек. Рядом прикрепляется еще один гвоздик со следующей парой коклюшек. В работе по плетению принимает участие сразу две пары палочек с нитками. Все узоры создаются переплетением нитей между собой. Это происходит перетаскиванием коклюшки с одного места на другое.

Рассмотрим два основных приема работы с нитями:

  • Перекинуть или перевить. Движение начинается всегда правой коклюшкой. Нитка с правого бока перекладывается поверх нити левой палочки в паре. Со временем вы должны научиться делать это движение одной рукой, используя только большой палец. В описаниях работы такое перекидывание обозначают печатной буквой "П". Витков может быть несколько, тогда в описании будет указано "П-П-П". Это означает, что перекидывание нитки делают 3 раза.
  • Скрестить. Обозначается в описании узора буквой "С". Данный прием состоит в перекладывании средней нитки левых коклюшек на среднюю нить правых. Крайние нитки остаются ровными, они пока не участвуют в работе. Держат коклюшки двумя руками, в каждой - по паре палочек. Выполняют данный прием переплетения обычно после перекидывания. В описании будет указано "П-С". Следите, чтобы движение было слева направо, то есть нитка слева должна лежать поверх нити справа. Также придерживайтесь во всех вариантах одинакового натяжения нити.

После прочтения мастер-класса вологодского кружева обязательно попробуйте сделать легкий узор, потренируйтесь накручивать нить на коклюшки, делать закрепительную петлю, перекидывать и перекрещивать нити между собой. Со временем научитесь выполнять небольшие задания. Дело не очень простое, поэтому придется набраться терпения. Удачи!

Русские кружева - самобытны, многообразны по сюжетам и техникам исполнения. Но есть среди них одни, особенные. Чаще именно изделия вологодских кружевниц прочно ассоциируются у нас со словом "кружево". И это неспроста - история этого промысла на Вологодчине уходит корнями в далекое прошлое и вот уже несколько веков поражает нас своим изяществом. Итак - знакомимся: вологодские кружева!

А начиналось вологодское кружевное производство в конце XVIII в., когда в различных регионах России сформировались и стали развиваться центры русского кружевоплетения: Галич, Ростов, Балахна, Калязин, Торжок, Рязань. И - Вологда!

Первая кружевная фабрика здесь была создана в 1820 г. помещицей В.А. Засецкой в сельце Ковырино под Вологдой, откуда во второй половине XIX в. кружевоплетение быстро распространилось по всем центральным уездам Вологодской губернии. А поспособствовала этому... отмена крепостного права: крестьянки стали более свободны в выборе рода занятий, больше занимались рукоделием и плетением кружев на продажу. Это производство приносило дополнительный доход крестьянской семье. Тем более, что кружевоплетение не требует каких-то особых вложений: и нити для кружев, и оборудование были недороги и их мог приобрести или смастерить каждый. Не требовалось и специального помещения - летом кружева плели прямо на улице. Да и заниматься этим ремеслом можно урывками, в свободное от труда на земле время.

Постепенно кружевоплетение стало очень популярно: в 1893 г. в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 тысячи кружевниц, а в 1912 – уже около 40 тысяч. По статистике тех лет значительную часть из них составляли девочки-подростки. Обучаться ремеслу они обычно начинали с 5–7-летнего возраста и к 12-14 годам становились очень опытными мастерицами. Но нередко кружева плели и мужчины.

Зато как высоко ценились вологодские кружева в столичных магазинах! Хитрые торговцы поначалу выдавали их за иностранные, чтобы увеличить прибыль. Но это было излишним - по своим характеристикам изделия вологодских мастериц совсем не уступали европейским. В 1876 г. вологодские кружева заслуженно получили высокую оценку на международной выставке в Филадельфии. С не меньшим успехом их демонстрировали в 1893 году в Чикаго.

Октябрьская революция подорвала кружевной промысел. Но совсем скоро, в 1920 г. в Вологде была основана кустарно-промысловая секция Северсоюза, целью которого было развитие ремесел народов Севера в новых социалистических условиях. Всех кружевниц, а их к этому времени насчитывалось уже около 70 тысяч, объединили в артели, была основана профтехшкола, которая готовила мастериц и инструкторов по кружевоплетению. Именно в те годы были разработаны многие новые узоры и приемы плетения, созданы сюжеты для кружевных изделий, воплотившие в себя мечты о новой стране.

На выставках в Париже (1925) и в Брюсселе (1958) вологодские кружева были удостоены Золотых медалей. Высшая награда, Гран-При, была им присуждена на Парижской выставке в 1937 г.

В чем же секрет успеха вологодского кружева? Издавна кружевницы плели его вручную, используя деревянные коклюшки, сколок с рисунком и особую подушку на подставке. Сколок (схема, по которой выплетается рисунок) – воплощение мастерства кружевницы.

По технике исполнения своременное вологодское кружево относится к "сцепным" кружевам. В этом виде кружева основные элементы узора выплетаются длинной тесьмой, а потом соединяются между собой специальными "сцепками" и "решетками", выполняемыми отдельно, при помощи вязального крючка. Эта техника применяется при изготовлении косынок, воротников, пелерин, скатертей, покрывал, занавесей, панно.

Но были и мастерицы - "мерницы", которые плели т.н. "парное" или "мерное" кружево, в котором узор выплетался одновременно с фоном, что позволяло получать сколь угодно длинные полосы кружев, от которых отмеряли (отсюда и название) отрезы необходимой длины.

Понятно, что узоры в сцепном кружеве более разнообразны, чем в парном. Это могут быть и геометрические фигуры, и мотивы растительного и животного мира (елочки, цветы, рыбы, птицы, олени, львы, павлины), и фантастические существа (птицы сирины, единороги), и явления природы (северное сияние), и человеческие фигуры (дамы, кавалеры, всадники, крестьянки в кокошниках и сарафанах), и архитектурные сооружения (церкви, башни, мосты, беседки, дворцы), и достижения техники (башенные краны, самолеты, космические аппараты). Да, да, на изделиях вологодских кружевниц 1930-х годов были даже трактора и самолеты - ведь им точно также, как их прабабушкам, хотелось воплотить в кружеве тот мир, что их окружал.

Долгое время в Вологде преобладало парное кружево, оно составляло примерно 2/3 всего объёма выпускаемой продукции. Большой вклад в развитие сцепного кружева внесли мастера открывшейся в Вологде в 1928 году кружевной школы (ВКШ). Так в 1930-е годы художником Анной Александровной Перовой-Никитиной и инструктором производственного обучения Капитолиной Васильевной Исаковой было разработано более 100 решёток для сцепного кружева. Это изобретение изменило внешний облик сцепного кружева: оно стало ажурным, так как решётка теперь могла выполнять лидирующую роль в рисунке. Кроме того, именно этим способом можно было создавать изделия, комбинированные с тканью, большие крупные предметы, сшитые из многих частей.

В 1936 г. при "Волкружевосоюзе" (была такая организация!) создается художественная лаборатория, где многочисленные кружевницы и художники над ассортиментом, качеством, технологией плетения кружевных изделий. Общие для всего вологодского кружева приемы, в творчестве каждого мастера приобретают индивидуальную окраску. Так, работы самой К.В. Исаковой развивают камерное лирическое направление. Нежность и теплота образов отличают ее панно "Олени", созданное в 1968 году.

Большой вклад в развитие промысла внесла А.А.Кораблёва, сотрудница Научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП). Ею были созданы крупные сшивные произведения, ставшие этапными в развитии отрасли: панно "Домик в Гори" (1949 г., к юбилею И.В. Сталина), занавес "Юбилейный" (1954 г., к 300-летию воссоединения Украины и России), занавес "Русские мотивы" (1958 г., на Всемирной выставке в Брюсселе он по праву получил высшую награду "Гран-При"), панно "Спутник" (1959 г.), панно "Аврора" (1970 г.), панно "Стройки Москвы" (1970 г.) и др.

Еще одно известное в Вологде имя - В.Д. Веселова, родившаяся в семье потомственных кружевниц. Этим промыслом занимались и ее мать, и бабушка, и прабабушка, и, возможно, далекие предки. Сохранилось семейное предание о том, что бабушка Веры Дмитриевны плела по особому заказу чулки и зонтики для царского двора. А самая известная работа внучки - скатерть "Ладья", в ней мастерица воплотила и поэтичность образа, и завершенность рисунка и свое мастерство кружевницы.

Но самое известное изделие вологодских кружевниц бесспорно скатерть "Снежинка" (автор В.Н. Ельфина), ставшая визитной карточкой всего кружевного промысла. И не случайно именно ей обязано своим названием кружевное объединение "Снежинка", созданное в Вологде в 1964 году и остающееся центром кружевного производства до наших дней. Сейчас тут трудятся сотни кружевниц, продолжая создавать из тончайших нитей изысканные кружевные узоры. Ведь кружево даже в наш компьютерный век остается все также востребовано.

Работы этих мастериц, как и десятков других, представлены в открывшемся в Вологде Музее кружев. Если вам посчастливится побывать в этих краях - непременно загляните туда. Не пожалеете. Ведь Вологда с полным правом может называться кружевной столицей России.

При подготовке использованы фотоматериалы сайта "Вологодские народные промыслы".

"Невеста Севера". 2010 г. Авторы А.Н. Ракчеева, Ю.Е. Захарова, Е.Е. Марочко.

Название известного на весь мир вологодского кружева пошло от уезда, мастерицы которого сформировали особый тип плетения и характерные, легко узнаваемые мотивы. Изначально кружево плелось в качестве декоративных элементов и оторочек для платьев и постельного белья, после из него стали изготавливать отдельные элементы одежды и домашнего текстиля для столичных модниц. В годы войны мастерицы Вологодской области плели кружево для английской знати. Неоднократно изделия русских мастериц получали высшие похвалы, признания и награды. Способствовали этому уникальные рисунки, техники и качество самих изделий.

История вологодского кружева

("Пыльник" для плетения )

Впервые кружево начали плести на территории Европы. Носившие его представители европейской знати задали модный тон и остальным странам. Докатилась эта мода и до России. Наиболее активно выплетали кружево на территории Вологодской области. Вначале это было подражанием европейским мотивам, которые предпочитали владельцы поместий, но постепенно у мастериц начали вырабатываться собственные мотивы кружевного полотна.

Появилась особая техника, которая за счет получаемого выразительного и фактурного рисунка стала известна на весь мир. Новый способ плетения был изобретен Анфией Брянцевой, которая впоследствии обучила данному ремеслу несколько сотен мастериц.

Вначале XIX века на территории все того же Вологодского уезда была основана фабрика по плетению кружева. Активно занимались данным видом промысла и на дому. К середине столетия число мастериц, плетущих вологодское кружево, составило порядка 40 тысяч человек.

Производство расширялось, и мастера дела появлялись и в других уездах, но мотивы изделий немного отличались. Заметить подобные тонкие нюансы могут только профессионалы.

Элементы промысла

Традиционные изделия, которые плетут в технике Вологодского кружева – это:

  • косынки ;
  • шарфы ;
  • платки ;
  • кофты ;
  • воротники ;
  • салфетки ;
  • перчатки и т.д.

Первые образцы вологодского кружева были сплетены из льняных нитей, отбеленных либо суровых. Впоследствии их заменили на более тонкие, хлопковые. Сегодня к ним могут добавляться примеси из синтетических нитей, которые придают кружеву эластичность.

Для нарядного и праздничного кружева в ажурные ленты вплетались нити золотистого либо серебристого цвета.

Техника выполнения

Вологодское кружево плетется также, как и классические кружевные элементы. Для их изготовления берется множество коклюшек с намотанными на них нитями. Число деревянных инструментов может достигать 60 единиц.

Рабочий рисунок с узором в натуральную величину крепится к вращающемуся куфтырю. На набитый тканевый барабан накалываются иголки и уже после мастерицы приступают к непосредственному плетению мотивов.

Отличительная особенность вологодского кружева – это наличие плетеного фона и ленточного рисунка. Последний смотрится как одна широкая линия и является основным изображением на кружеве. Изделия, плетеные в данной технике получаются фактурными и напоминают полотна гипюра, только лучшего качества.

Плетение кружева - особенный вид народного ремесла. Воздушные и затейливые узоры вологодские мастерицы создавали при помощи коклюшек. представляло собой обычные деревянные палочки. Отличительными особенностями готовых изделий являются богатство орнаментов, разнообразие рисунков, чистота линий и соблюдение геометрических пропорций.

Первое знакомство

Вологодское кружево славится особенным, самобытным исполнением. В ходе создания своих работ русские мастерицы вдохновлялись узорами резьбы по дереву, которыми зодчие щедро украшали фасады зданий. На выбор рисунков влияли и традиционные для северных регионов России орнаменты, используемые в ткачестве.

Особенная стать

Рукодельницы нашли применение и старинным мотивам вышивки. Яркий тому пример -невесомые и полупрозрачные узоры всевозможных «снежинок» и «паучков». Вологодское кружево тесно перекликается с «вологодским стеклом». существовал только на территории уезда. Работы местных мастериц отличает масса характерных черт:

  • плавные и изогнутые линии;
  • четкий и ритмичный орнамент;
  • наличие геометрических форм;
  • обилие растительных мотивов.

В работах рукодельниц преобладают природные образы. Они повторяют изгибы ветвей, очертания лепестков и листьев. Воссоздают контуры подков и раскрытых вееров. Все вместе они образуют уникальный калейдоскоп знаменитого вологодского кружева. Оно щедро украшено вытянутыми трилистниками и остроконечными соцветиями, округлыми бутонами и россыпью утренней росы.

В изделиях северных мастериц четко прослеживается общая тенденция плетения. Все мотивы располагаются в виде широкой каймы, опоясывающей сердцевину работы. Рисунки сливаются и образуют витиеватые орнаменты. Между ними и центром протянулась невесомая паутинка, образующая ажурный фон. Внимательно посмотрев на вологодское кружево, можно заметить, что все узоры выполнены в зеркальном отражении.

Они симметричные и ровные. Этот прием широко использовали русские мастерицы. Он обеспечивал изделиям особую четкость, статику и строгость. Так называемые решетки, вариантов которых известно несколько десятков, заменяли собой фон. Они выгодно подчеркивали композицию изделия, задумку рукодельницы. Об узорах вологодского кружева слагают песни и стихи. Они служат обязательным атрибутом оформления туристических буклетов о северных регионах России. Именно кружево до сих пор олицетворяет русское самобытное искусство плетения.

Исторический экскурс

Издревле кружевом оторачивали края праздничной и повседневной одежды. Им декорировали постельные принадлежности и столовый текстиль. Создавали эти необычайно легкие и воздушные изделия представительницы абсолютно всех российских сословий. Сколки вологодского кружева передавались из поколения в поколение. Для царского двора плели орнаменты из золотых и серебряных нитей.

Крестьяне использовали льняные волокна. Позже перешли на хлопчатобумажные нити. Историки говорят, что искусство создания кружева в Вологодской области оформилось в конце XVII века.

Производство

Почти двести лет изделия вязали в домашних условиях. А в начале XIX столетия в нескольких километрах от современного города была построена специализированная фабрика. На ней каждый сколок вологодского кружева плели крепостные женщины. В начале XX века в Вологде окончательно сформировалось ремесло создания ажурного декора. Отличились рукодельницы Грязовецкого и Кадниковского районов. У каждой из них был собственный, неповторимый стиль. Они использовали оригинальные орнаменты, которые отличить может только истинный знаток этого искусства.

В конце XIX века на территории кружевоплетением занималось порядка 4000 женщин. В начале XX столетия в было вовлечено уже 40 000 девушек. Мода на декор из ажурных орнаментов распространилась на столичные города России, а затем появилась и в странах Западной Европы.

Прошлое и настоящее

Первые работы отличались обилием стилизованных природных мотивов в виде птиц и растений. Со временем традиции плетения вологодского кружева постепенно менялись. Сегодня местные мастерицы все чаще используют геометрические контуры, необычные цветочные формы и монументальные элементы. На протяжении всего столетия рукодельницы регулярно удостаивались международных наград и премий. Они заслужили признание в Париже и Брюсселе.

Вологодское кружево: узоры

Ажурного плетения нитей сегодня применяется не только для украшения белья и одежды. Его используют в производстве новогодних украшений, предметов домашнего обихода. Из него создают самостоятельные элементы гардероба. Огромной популярностью у модниц пользуются белоснежные воротнички и манжеты, накидки, платки, фартуки и болеро.

Самыми востребованными у нынешних модниц узорами считаются «косорядка», «черепашка», «фарфорики», «паучок». А также «ключики», «рыбка», «репеек», «круги», «мельница» и «корабли». Известны мотивы «дорожка», «оплет», «полотнянка» и «протекай речка». Оригинально смотрятся «ветки-проводы», «бровки-пытки» и «денежки».

Современные рукодельницы пробуют повторить мотивы вологодского кружева крючком для вязания. Изделия получаются воздушными и ажурными, но все равно немного другими. Они являются имитацией, поэтому уступают оригиналу.

Технология

Высокая стоимость плетеных, а не вязаных изделий объясняется большим количеством используемых нитей. В некоторых моделях оно достигает шестидесяти. Уследить за таким количеством коклюшек очень и очень трудно. На помощь современным рукодельницам пришли перфокарты.

Это трафареты, которые облегчают создание сложных узоров. Приспособление представляет собой лист, в котором проделано огромное количество отверстий. Перфокарта помогает рукодельницам не запутаться в нитях.

В XX столетии узоры для мерного кружева черпали из работ талантливых живописцев. Вот лишь самые известные имена:

  • А. А. Кораблева.
  • М. А. Гусева.
  • В. В. Сибирцева.
  • В. Д. Веселова.
  • В. Н. Пантелеева.
  • М. Н. Груничева.
  • Э. Я. Хумала.
  • В. Н. Ельфина.
  • К. В. Исакова.

В настоящий момент художниц, создающие орнаменты для вязальщиц, насчитываются единицы. Эта профессия почти полностью забыта и подвержена забвению. А ведь без нее нельзя создать ничего нового. Разработанные ранее сколки передаются из рук в руки. Они являются прототипом будущего изделия.

На фото вологодского кружева видно, насколько это кропотливая и сложная работа. Один неправильный ход коклюшек приводит к потере целостности рисунка, изменению общего впечатления от изделия.

В эпоху СССР на территории области существовало сразу несколько профильных предприятий. Все они занимались выпуском плетеного на коклюшках кружева. Лидером в этой сфере по праву считался комбинат «Снежинка». На нем трудилось более одной тысячи рукодельниц. Основной цех располагался в центре Вологды, на улице Урицкого. В нем работало всего несколько сотен женщин.

Все остальные плели свои изделия дома, находясь в удаленных деревнях и селах региона. Главной тематикой продукции «Снежинки» считалась сказка. Ее мотивы прослеживались в оформлении салфеток и воротничков, платков и манжет. Визитной карточкой производства стала ажурная скатерть «Аленький цветочек». Она удостоилась ряда ценных наград и повсеместного признания.

Форма центрального мотива напоминала неведомый букет. В его центре сплелись мелкие цветы и листочки. Вместе они образовали единое полотно рисунка. Полупрозрачный фон, окружающий изображение, акцентирует внимание на сердцевине композиции. Создание этого воздушного шедевра принадлежит В. Д. Веселовой. На предприятии «Снежинка» она работала ведущей мастерицей, а заодно создавала орнаменты и трафареты для рукодельниц. Позже ее дело продолжила дочь Н. В. Веселова. Руководила деятельностью комбината художница Г. Н. Мамровская.

Самобытные традиции

В. Н. Ельфина - еще одна выдающаяся мастерица объединения. Она является поклонницей использования крупных и объемных форм, которые сочетаются с тончайшей паутинкой фона. Самой известной работой Ельфиной стало панно «Поющее дерево». Эту работу рукодельница представила на суд кружевниц в 1978 году.

Создавая это полотно, мастерица вдохновлялась весенним пробуждением природы. Она вложила в него образы поющих птиц и распускающихся цветов, набухших почек и первой листвы. Узор «Поющего дерева» получился очень плотный, замысловатый. А вот окружающий его фон вышел изумительно воздушным и невесомым.

В работе были использованы толстые суровые нити и белоснежные хлопковые волокна. Их сочетание придает панно необычный серебристый оттенок. На свету он выглядит совсем светлым, в сумраке становится более контрастным и фактурным.

Вологодское кружево – особенное явление в народном искусстве Русского Севера. Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство – таково его художественное своеобразие. О вологодском кружеве сложены стихи и песни, созданы фильмы. Известное по всему миру, оно олицетворяет славу русского кружева.

Слово «кружево» происходит от «окружать», украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей. Кружевоплетение было известно на Руси издавна. Им занимались женщины всех сословий. Платье царей, князей и бояр украшало кружево из золотых, серебряных и шелковых нитей; в народной одежде использовалось кружево из льняной пряжи, а с конца XIX века – из хлопчатобумажных нитей.

Художественные особенности вологодского кружева сложились уже в XVII – XVIII веках. До XIX века кружевоплетение имело характер домашнего художественного ремесла. В 20-х годах XIX века в окрестностях Вологды была основана кружевная фабрика, на которой работали десятки крепостных девушек-кружевниц. В середине XIX века кружевоплетение на вологодской земле превратилось в промысел, которым занимались тысячи мастериц в разных уездах. Особенно это ремесло было развито на территории Вологодского, Кадниковского и Грязовецкого уездов. В каждом из них сложились местные особенности узоров и приемов плетения, свой круг кружевных изделий, но отличить их может только тонкий знаток этого искусства. Кружевной промысел в Вологодской губернии достиг расцвета во второй половине XIX века. Если в 1893 году плетением занимались четыре тысячи мастериц, то в 1912 году их было почти сорок тысяч. Известность вологодского кружева перешагнула границы страны. Мода на него охватила многие страны Европы.

Отличительной особенностью традиционного вологодского парного кружева является четкое деление «строения» кружева на узор и фон. Вследствие этого крупные и плавные формы орнамента очень выразительно выделяются непрерывной линией, ровной по ширине на всем протяжении узора. В ранних вологодских кружевах в качестве ведущего орнамента варьировались стилизованные изображения птиц, древа жизни и другие старинные мотивы, характерные для более древней по происхождению вышивки. Сегодня вологодское кружево отличает разнообразие орнамента, монументальность форм и преобладание цветочных мотивов.

Вологодский промысел получил широкое признание как в России, так и за рубежом. Талант и мастерство вологодских художников и кружевниц были неоднократно отмечены на многих международных и отечественных выставках. В 1937 году на международной выставке в Париже Вологодскому кружевному союзу за новизну и художественное исполнение кружевных изделий была присуждена высшая награда – Гран-при, на Брюссельской выставке в 1958 году вологодское кружево было награждено золотой медалью. А в 1968 году ведущим художникам производственного объединения «Снежинка» была присуждена Государственная премия РСФСР имени И.Е. Репина. Немало фантазии, творческого труда, высокого мастерства вложили в свои работы старейшая кружевница К.В. Исакова, известные мастера своего дела Э. Я. Хумала, В. В. Сибирцева, заслуженные художники РСФСР В. Д. Веселова и В. Н. Ельфина . Многие их произведения хранятся в крупнейших музеях страны.

Общие для всего вологодского кружева особенности в творчестве каждого мастера приобретают индивидуальную окраску. Так, работы К. В. Исаковой развивают камерное лирическое направление. Нежность и теплота образов отличают ее панно «Олени», созданное в 1968 году. На нем изображены ели и скачущие олени. Мерные повторы фигур, их расположение рядами, четкий рисунок с рельефным контуром на фоне легкой сквозной решетки, словно летящие снежинки и белый цвет льняных нитей, – все это рождает образ погруженного в тишину зимнего леса.

Многообразно творчество В. Д. Веселовой . Потомственная кружевница, она в совершенстве знает все секреты кружевоплетения, что позволяет ей на равно высоком художественном уровне создавать и небольшие бытовые вещи, и декоративные панно. Одна из уникальных работ Веселовой – скатерть «Ладья». В ней соединились все лучшие черты творчества художницы: поэтичность образов, благородство рисунка, богатство разработок в деталях, отточенность технического исполнения кружева, его непременная обусловленность содержанием и характером орнамента.

Творчество еще одной выдающейся кружевницы – В. Н. Ельфиной – тяготеет к монументальным композициям, крупным формам орнамента. В 1978 году Ельфиной исполнено панно «Поющее дерево». Оно символизирует весну и связанное с ее приходом цветение природы, пробуждение жизни, многоголосое пение птиц. Пышное Древо Жизни усеяно цветами и сидящими на нем птицами. Плотный узор противопоставлен легкому ажурному фону. Сочетание суровых и белых нитей придает панно серебристый оттенок.

В 2010 году в Вологде был открыт Музей кружева. Он разместился в двухэтажном каменном здании, памятнике архитектуры федерального значения начала XIX века. На первом этаже музея находятся выставочные залы, кружевное кафе, художественный салон-магазин, оформленные в современном стиле, а также учебный класс, где работает студия по обучению кружевоплетению. Основная экспозиция музея, построенная в хронологическом порядке, находится на втором этаже и занимает восемь залов.

Интерес к кружевному промыслу и к единственному в России Музею кружева постоянно растет. Уже дважды Вологда принимала гостей Международного фестиваля кружева Vita Lace. Благодаря фестивалю Вологда объединяет рукодельниц, художников, исследователей и ценителей вологодского кружевного промысла – самого массового кружевного промысла России.

Плюсануть