Проводы в армию: пожелания и тосты, слова поздравлений, тексты частушек, песен, стихов. Речь на проводы в армию для мамы, любимому, для друзей. Как закончить публичное выступление Чего избегать в заключении

Еще один тип РА призыва обнаруживается в контекстах типа (12):

(12) а. ОБРАЩЕНИЕ Призыв, речь или просьба, обращённые к кому-н. [Ожегов, Шведова 1992]

б. ОБРАЩЕНИЕ, -я, ср. 4. Официальный призыв, речь к широкой аудитории, к народу. Предвыборное о. кандидата. Еженедельное о. президента. Выпустить о. Выступить с обращением.

в. ОБРАЩЕНИЕ 3. Призыв, речь или просьба, направленные к кому-н. О. к народу. Выступить с обращением. [Русский семантический словарь 1998]

г. ОБРАЩЕНИЕ 3 . Просьба, призыв, речь, обращенные к кому-, чему-л.; воззвание. Обращение Всемирного Конгресса сторонников мира . Штабной писарь. Пестрых – выстукивал обращение штаба бригады к пластунскому полку . Вс. Иванов, Гибель Железной.

Примеры группы (12) представляют такое понимание призыва, фиксированное в языковом сознании носителей русского языка, которое характеризует контексты типа обращение к народу, выступать с обращением, Обращение Всемирного Конгресса сторонников мира. О том, что часто это вид призыва, говорит, как и в предшествующих случаях, присутствие слова призыв как элемента толкования в словарных описаниях указанных контекстов. Этот вид призыва можно назвать призыв-обращение .

Данному виду призыва присущи свои особенности. Если призывы-лозунги чаще всего в качестве адресата имеют деперсонифицированную инстанцию (рабочий класс, интеллигенция, народ, народы мира, прогрессивное человечество и т.п.), то для призывов-обращений типично присутствие конкретного адресата – чаще всего политического субъекта. В этом смысле контекст (3г), в котором приводится пример из рассказа Вс. Иванова – обращение штаба бригады к пластунскому полку – воспринимается несколько необычно, впрочем, в этом можно видеть типичную для революции тенденцию к гипертрофированию политической жизни и замены ею других сфер существования, что было прекрасно отражено в произведениях А. Платонова. Армия не оказалась исключением. Кроме командного состава, в армии был создан комиссарский состав, осуществлявший политический контроль над военными действиями. Коль скоро наступление – это не только военный, но и политический акт, то и призыв-обращение к наступающему полку вполне уместен.

Второе существенное отличие призыва-обращения - в его большей структурной сложности. В отличие от призыва-лозунга, рассматриваемый тип призыва представляет собой связный текст, который как целое и называется «обращение», при этом в него входят призывы, которые структурно более просты, поскольку состоят из одной фразы – классические призывы, призывы-лозунги. Так, в призыве-обращении «Обращение к правительству России о внесении в список официальных праздников России "Дня программиста"» представлено, как минимум два призыва:

«Обращение к Правительству России

Предложение о внесении в список официальных праздников России новой записи - "День программиста", назначенной на каждый 256-ой день в году.

Наверняка слово "программирование" и всё, с ним связанное, ассоциируется у обычного человека только с персональным компьютером, однако это не так. Практически каждое электронное устройство - от пульта дистанционного управления для телевизора до сложных промышленных станков с программным управлением - в свое время прошли через руки специалистов по программированию. Мы ежечасно сталкиваемся с плодами трудов того, что сделал программист. <…>

<…> Труд программистов в полной мере способствовал использованию многих достижений современной науки, но официального профессионального праздника, отражающего высокую важность данной профессии, до сих пор не существует.

Значение профессии программиста в повседневной жизни трудно переоценить. Этот род деятельности становится всё более массовым и, в то же время, символизирует авангард современного общества. Давайте сделаем то немногое, что позволит высказать нам своё признание программистам - подарим им профессиональный день. Пусть страна знает своих героев!» (Корпус публицистики).

Структурно более простые призывы вводятся в тексте приведенного призыва-обращения формами давайте и пусть : Давайте сделаем то немногое, что позволит высказать нам своё признание программистам - подарим им профессиональный день и Пусть страна знает своих героев!

Приведенный пример показывает, что призыв-обращение – это одна из форм организации призыва в рамках связного текста.

Отметим, что, как и в случае лозунгов, далеко не все обращения являются призывами. Так, обращение может сообщать о намерении автора совершить какое-то общественно значимое действие, оно может иметь своей целью дать оценку тем или иным событиям. Здесь предметом рассмотрения являются именно призывы-обращения.

На основании сказанного призыв-обращение можно определить следующим образом:

Призыв-обращение – это сложный речевой акт в рамках общественно-политической коммуникации, представляющий собой связный текст, содержащий структурно более простые призывы и предназначенный для конкретного адресата – общества, социальной группы или значимого политического субъекта; он имеет целью побудить адресата выполнить действие, рассматриваемое как важная часть общественно полезной деятельности, способствующей достижению некоторых идеалов, или побудить адресата учитывать в своем повседневном поведении эти идеалы.


По солнышку ромашек, Найдет для песен время, По небу незабудок Даст хлеба на дорогу Проходит детство наше И вдеть поможет ногу Простое, словно чудо. В серебряное стремя. В лугах смеется ветер, Пусть тучи где – то грозно Хлопочут птицы в рощах Нависли над цветами. И горлышки полощут Друзья, пока не поздно, В малиновом рассвете. Да будем все друзьями. Воздушный шар летящий Давайте, словно чудо, И шар земной похожи. Беречь планету нашу Так пусть же тот, кто старше, Для солнышка ромашек, Тот младшему поможет. Для неба незабудок.




1 кубометр грязных вод портит 10 кубометров чистой воды. Отбросами, которые ежегодно попадают в водоемы планеты, можно заполнить товарных поездов.




Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, - их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину. М. Пришвин






Памятка оратора Тщательно подготовься: продумай содержание (о чем говорить, какие примеры использовать). Определи цель выступления. Не говори ничего мудреного. Мысли должны быть просты, ясны. Не говори быстро, не бойся пауз. Не маши без надобности руками. Помни, что главное для оратора – внимание слушателей. Речь должна быть интересной.


Особенности выступления-призыва: цель такого выступления: убедить аудиторию, призвать к действию); особенности композиции: вступление, в котором задается тема; основная часть, призванная убедить слушателя; вывод, призывающий к действию; языковые особенности: побудительные предложения, риторические вопросы, обращения к собеседнику, оценочная лексика, повторы слов и т.д.


Сколько лесов вырублено на Земле за последние 10 лет? Сколько гектаров леса ежегодно погибает в огне? Сколько вредных веществ содержится в выхлопных газах автомобилей? Сколько вредных веществ попадает в водоемы нашей планеты каждый год? Что необходимо для того, чтобы речь состоялась? Кто такой оратор?



Делать заключения сухие и холодные – значит терять плод своего слова, — М.М.Сперанский

Если первые слова оратора должны привлечь внимание публики (о том, как начать публичное выступление можете прочить здесь: https://goo.gl/GEjqAA ), то последние призваны усилить эффект выступления. Сказанные под занавес слова должны звучать в ушах слушателей и после окончания выступления.

1.Сделать обзор того, что Вы сказали

Речь не можем оборваться на полуслове – это не сцена «из мыльного сериала». Речь должна закругляться, то есть возвращаться мыслью к началу, как бы напоминания слушателям, о чем хотели говорить, о чем говорили и к каким выводам пришли. Эта техника появилась не сегодня и не вчера, ее пример можно увидеть даже в Библии: «И пришел я к Вам, чтобы сказать: любите ближнего, как самого себя. И говорю я Вам: любите ближнего, как самого себя. И сказал я Вам: любите ближнего, как самого себя». Необходимость именно такого заключения продиктована тем, что ораторская речь воспринимается на слух, и слушатели не могут, как читатели книги, заглянуть в начало, где бы им объяснили значение предстоящего разговора. Напоминание после прослушанного обоснования и разбора разнообразных аргументов помогает слушателю связать все воедино. Поэтому очень важно в конце каждой части речи и всего выступления в целом подводить итоги и расставлять акценты, которые позволяют усилить эффект от выступления и призвать аудиторию к действиям.

Но особенно важна вторая часть заключения. Хотелось бы, чтобы у слушателей не только возникло ощущение, что информация классная, чтобы они не только получили удовольствие, но и стали следовать полученной информации. Поэтому в заключении речи необходимо призвать людей к действиям.

2.Призыв к действиям

Этим Вы завершаете выступление. Говорите о том, что людям надо сделать, не оставляйте место для досмысливания, люди после вашего выступления должны четко знать, куда идти и что делать.

Последняя фраза является таким же важным элементом мотивационной речи, как и первая. Ее главная задача – призвать людей к активным действиям, связанным с темой выступления. Поэтому ключевыми словами в этой фразе должны быть глаголы. Моя тема по ораторскому искусству обычно завершается такими словами: «Для того чтобы научиться ходить, что нужно делать? Ходить. Для того, чтобы научиться писать, что нужно делать? Писать. Для того, чтобы научиться выступать, что нужно делать? Выступать. Правильно! Если хотите стать высокооплачиваемым спикером, вам нужно выступать, выступать и еще раз выступать! Выступайте как можно чаще и используйте любую возможность для выступления!»

Какими способами можно еще завершить свое выступлений? Например, так:

Подвести итог сказанному, суммировать идеи речи

Рекомендую записать (запомнить) следующие выводы… Давайте сделаем выводы из нашего прошлого, чтобы такое больше не повторялось в будущем… Словом, господа, результаты технических испытаний этого устройства, а также опыт его применения, надежные принципы действия, положенные в основу его эксплуатации, и реальные средства, сэкономленные в течение года за счет предотвращения крушений, дают мне основания самым категорическим образом рекомендовать его скорейшее внедрение в нашем отделение.

Выдвинуть конкретное предложение, вытекающее из смысла

Приведенное выше заключение является великолепным образцом концовки, призывающей к действию. Оратор обосновал свой призыв такими доводами, как экономия средств и возможность предотвращения крушений.

Заострить проблему, усилить впечатление от речи

Экология наряду с экономикой и национальными отношениями стала одной из главных проблем страны. Мы считаем, что комплекс мер, кратко обозначенный в этом выступлении, ознаменовал бы важный шаг в резком улучшении экологической обстановки. Если воздухом нельзя дышать, воду нельзя пить, а пищу нельзя есть, то все социальные проблемы теряют свой смысл. И мы обязательно должны искать пути консолидации нашего общества.

Повторить основные этапы развития темы

С тем, чтобы она предстала в целом, а не по частям. Итак, мы видели Ломоносова мальчиком-рыбаком, студентом, исследователем, академиком. В чем причина такой чудесной судьбы? Причина только в жажде знаний, в богатырском труде и умноженном таланте, отпущенном ему природой. Все это вознесло бедного сына рыбака и прославило его имя…

Показать пути выхода из проблемы

Показать пути выхода из проблемы и наметить ее возможное развитие. Сегодня в обществе существует значительная напряженность, которая выплескивается в дискуссиях, в разговорах, беседах. Но я уверена, что выход есть, и он – в уважительном диалоге, в совместном поиске решений, в стремлении не только высказать претензии, но и слушать друг друга, в объединении всех наших сил.

Высказать пожелание аудитории или обратиться к ней с прямым призывом

Теперь, когда тяжелая полоса позади и в бизнесе наметилось оживление, мы обращаемся к вам с краткой просьбой: «Дайте больше активности! Действуйте!»

Указание перспектив

Если Вы добросовестно освоите материал на сегодняшнем занятии, то сможете быстрее научиться…

Иллюстрированная концовка

Выглядит очень эффектно. Для этого могут быть использованы стихи, афоризмы, цитаты. Это позволяет усилить эмоциональность и емкость концовки, сделать ее более броской, запоминающейся.


Юмористический финал

Анекдот или шутка. Например, оратор, читая лекцию о постановке целей, говорит, что их надо ставить не завтра, а сегодня. А в заключении спрашивает: «Скажите, пожалуйста, когда нужно ставить цели: в понедельник или во вторник? Слушатели с улыбкой на лице отвечают: «Сегодня!»

Сочетание приема краткого повторения основных проблем с приемом отрицания

Вы не обязаны помнить, что Цицерон жил в 106 – 43 г.г. до н.э. Вы можете вообще не знать, что его палачом оказался лучший ученик и друг император Август Октавиан, но Вы должны запомнить непременно, что Цицерон был самым великим оратором всех времен и народов». В первую очередь в памяти слушателей остается то, что не рекомендуется, так как такая антирекомендация на самом деле является прямой установкой на память, а то, что Цицерон – великий оратор, известно всем и без напоминания.

Чего избегать в заключении

Люди не застрахованы от ошибок, тем более их легко совершить, когда, как Вам кажется, Ваше выступление уже позади. И все постарайтесь избегать следующих вещей:

— Заканчивать свое выступление словами: «Вот приблизительно и все, что я хотел сказать по этому вопросу. Так что, пожалуй, я на этом закончу»;

— Никогда не завершайте речь вымученной улыбкой, разведением рук или словами: «Я полагаю, это все, о чем я хотел сказать», «Вот и все, ребята!»;

— Не извиняйтесь перед слушателями за то, что у Вас не было достаточно времени на подготовку речи, поэтому Вам не удалось хорошо выступить; что Вы, вероятно, не сообщили аудитории ничего нового и интересного, и слушатели напрасно потратили время;

— Не вводите в заключение новые разделы. Убедитесь, что оно связано со вступлением;

— Избегайте длинных заключений, которые утекают в неопределенность;

— Шутки, не относящиеся к теме выступления, будут неуместны.

Резюме

Таким образом, заключение должно быть, во-первых, связано с предыдущим изложением, логически подводить итог обоснованного тезиса, предпринятого в основной части, во-вторых, усиливать впечатление, «зацеплять страсти», рождать желание идти навстречу устремлениям оратора. Оно – разрешение всей речи. Поэтому над заключением надо тщательно потрудиться, выбрав оптимальный вариант, краткий по форме и емкий по содержанию.

Если Вы желаете «прокачать» навыки публичных выступлений, то переходите дальше по ссылке: https://goo.gl/NpVFMr

Если статья Вам понравилась, то добавляйте ее в закладки, чтобы не потерять на просторах интернета, и поделитесь ее с друзьями с помощью кнопок социальных сетей ниже.

Основатель бизнес-сообщества «Новое Поколение Спикеров»

P.S. Помните, ораторами не рождаються, спикерами становяться!

Навыки ораторского мастерства полезны человеку любой профессии, ведь умение общаться с публикой делает его уверенным в себе и повышает ценность сотрудника в глазах работодателя. Именно поэтому так важна ораторская речь — примеры выступлений особенно. Ведь они помогут вам правильно подобрать стиль речи для определенного случая.

Ораторское выступление всегда имеет определенную цель, а именно убеждение публики при помощи тех или иных ораторских методов. Целью может быть информирование аудитории о тех или иных событиях или результатах, мотивация для достижения улучшения каких-либо показателей, призыв к определенным действиям, убеждение в правоте своих мыслей или идей и т.д.

Риторика предлагает разные методики для достижения вышеописанных целей. Следовательно, в зависимости от цели или характера выступления разные виды имеет и ораторская речь примеры которой будут рассмотрены в данной статье.

Согласно современной классификации, выделяют 5 типов ораторской речи, каждый из которых включает еще несколько видов.

  1. Социально-политическое красноречие (агитационная речь, дипломатические выступления, выступления по политико-экономической тематике, митинговая речь и т.д.).
  2. Академическое красноречие (лекции, доклады, конференции и т.д.).
  3. Судебное красноречие (речи прокурора, обвиняемого, адвоката, присяжных судей и т.д.).
  4. Социально-бытовое красноречие (поздравительная речь, тост, поминальная речь и т.д.).
  5. Духовное красноречие (проповеди, речи на духовную тематику и т.д.).

Примеры публичных выступлений помогут более детально рассмотреть каждый из предложенных видов красноречия.

Социально-политическое

Рассмотрим три жанра социально-политического красноречия.

  • Агитационная речь направлена на получение мгновенного отклика от публики. Выступление оратора склоняет аудиторию на сторону выступающего и призывает ее сознательно и добровольно действовать в интересах оратора для достижения общей цели.

Пример: «Сегодня молодежь проводит все больше времени за компьютером и телевизором, не задумываясь о собственном здоровье. Тем временем пассивный образ жизни приводит к неприятным, а иногда и страшным проблемам со здоровьем.
Занятия спортом укрепляют здоровье и иммунитет, моделируют фигуру, повышают самооценку, влияют на улучшение концентрации, позитивно влияют на настроение и приносят еще много другой пользы для организма.
Занимайтесь спортом! Выбирайте здоровый образ жизни, и результаты не заставят себя ждать!».

  • Дипломатическая речь – официальное выступление оратора, представляющего то или иное государство. Речь отличается сдержанностью, но четким выражением позиций государства.

Пример:«Современное мироустройство постепенно переходит от системы однополярности к многополярности, так как гегемония одного сильного государства не может обеспечивать безопасность населения планеты.
Мы стоим на том, что в складывающихся условиях нового миропорядка все вопросы могут решаться только путем мирных переговоров и поиска консенсуса. Только так мы сможем сохранить этот мир для наших потомков».

  • Митинговая речь – это та речь, которая заряжает толпу на отстаивание какой-то общей идеи. Такая речь обычно затрагивает острые социально-политические темы и собирает людей для протеста или поддержки того или иного решения руководства страны, города, завода, школы и т.д.

Пример: «Мы собрались здесь для того, чтобы выразить свое несогласие с закрытием предприятия. Мы не отдадим родной завод тем, кто хочет нажиться на его сносе.
Если сейчас мы остановим этот беспредел, мы сможем обеспечить рабочими местами своих детей и внуков. Сохраним производство! Пусть руководство услышит нас!».

Академическое

Жанры академического красноречия в основном работают в рамках науки и образования, однако в некоторых случаях академическое красноречие носит популистский и пропагандистский характер.

  • Лекция – ораторская речь, имеющая четкую структуру, соблюдающая все логические связи и в большинстве случаев имеющая своей целью информирование слушателей. Так, лекции могут быть посвящены не только образовательным дисциплинам, но и определенным тематикам (вред курения, алкоголя, наркотиков и прочее).

Пример: «Сегодняшняя лекция посвящена развитию науки. План лекции следующий: этапы развития науки, модели развития науки, типы научных революций и феномен псевдонауки.
Итак, начнем с того, что любая наука развивается в процессе познания окружающего мира. Выделяют 5 этапов развития науки: донаучный, античный, средневековый, этап классической науки и, наконец, современная наука. Разберем подробнее каждый этап».

  • Доклад – выступление оратора, которое проводится в рамках конференций, симпозиумов и т.д. и выносится на обсуждение слушателей. Обычно доклад является подведением итогов проведенных исследований и опытов в той или иной научной области.

Пример:«Целью доклада на тему «Концепт «Дружба» в немецкой и русской лингвокультурах» является изучение особенностей восприятия концепта «дружба» носителями немецкой и русской лингвокультур, а также выявление сходств и различий.
После проведения социологических опросов и свободного ассоциативного эксперимента, можно сделать вывод, что немцы и русские воспринимают дружбу практически одинаково».

  • Научное сообщение – публичная речь, ограниченная по времени и обращенная к одной конкретной мысли. Сообщение научного характера выражается лаконично и логично.

Пример:«Современное состояние Тихого океана вызывает опасения. Мусорное пятно, образовавшееся в северной части океана, является серьезной угрозой не только для обитателей самого океана, но и для человека. На повестку дня вынесено несколько предложений по решению данной проблемы».

Судебное

Ораторская речь судебного характера включает в себя практически все выступления, которые проводятся в зале судебных заседаний.

  • Обвинительная речь – ораторская речь государственного обвинителя или прокурора, дающая оценку ходу следствия и имеющимся доказательствам того, что именно обвиняемый совершил преступление. Также прокурор предлагает на рассмотрение ту или иную меру наказания для обвиняемого.

Пример:«Сегодня нам предстоит стать участниками в слушании по делу серийного убийцы. Сторона обвинения хотела бы уделить особое внимание наиболее значимым обстоятельствам дела, а также представить неопровержимые доказательства совершения серии преступлений обвиняемым».

  • Адвокатская речь – это публичная речь, которая направлена на парирование обвинений прокурора и на предоставление собственных доказательств, отводящих вину за преступление от обвиняемого.

Пример:«Да, вы правы, товарищ прокурор, мой подзащитный состоял в неоднозначных отношениях с убитой. Однако стоит отметить, что мотив был не только у моего подзащитного, но и у сестры убитой. Более того, найденные улики доказывают, что на орудии преступления были найдены элементы искусственной кожи. Именно той кожи, из которой сделаны перчатки сестры убитой».

Социально-бытовое

Ораторские выступления в рамках социально-бытового красноречия являют собой проявление общественных отношений.

  • Поздравительная речь – выступление с целью выразить свое восхищение, радость по тому или иному случаю. Это может быть чей-то юбилей, день рождения, свадьба, открытие предприятия, рождение ребенка и т.д. Особенностью такой речи является торжественность и пафосность.

Пример:«Дамы и Господа! Мы собрались здесь сегодня, чтобы отметить прекрасное событие – десятилетие нашей компании. Я хочу поздравить каждого, кто вложил свой вклад в развитие нашего общего дела, а также пожелать нашей фирме дальнейшего процветания и преданных клиентов!».

  • Поминальная речь – читается по случаю чьей-либо смерти. Такая речь обычно строится на воспоминаниях об усопшем, на подчеркивании его положительных качеств, а также на словах поддержки близким родственникам умершего. Поминальная речь также отличается трагическим пафосом.

Пример:«Он был замечательным человеком. Хотя я знаю его только как коллегу и могу сказать, что это был человек слова и невероятной любви к своему делу, могу также добавить, что он всегда оставался, прежде всего, любящим отцом и мужем».

Духовное

Церковное красноречие оказывает сильное воздействие на народные массы. Религия является одним из регуляторов поведения за счет моральных устоев.

  • Проповедь – речь, читающаяся представителем духовенства и имеющая своей целью распространение идеи или верования. Проповедь сообщает о любви Бога к людям, о милосердии, сострадании, о Божьей воле на все события и т.д. Такая речь пробуждает в слушателях благоговение и трепет к религии. Речь отличается высоким стилем, пафосом, морально-назидательным тоном.

Пример: «Дух Святой был на Земле тогда, когда человека еще и в помине не было. Именно Дух Святой устроил жизнь человеческую. Именно Дух Божий чрез Моисея освободил сынов Израилевых от египетского ига и привел их к земле обетованной».

  • Духовные лекции – такие же образовательные лекции, доносящие до слушателей религиозные идеи.

Пример: «Люди привыкли жить по юридическим законам и по законам природы. В первом случае, скажем, украл человек небольшую сумму денег, пошел в церковь и поставил свечку – все, душа спокойна. Во втором случае – прыгай из окна, никто тебя не накажет, но будет больно – в этом действие закона природы. Однако есть еще одна категория законов – законы духовной жизни, которые помогают человеку быть собой и принимать себя».

Теперь, когда примеры помогли понять, что такое ораторская стезя, работать над своей речью в зависимости от цели выступления будет гораздо проще. Основным правилом при подготовке любой речи всегда является сонастройка с аудиторией.